Стоящего на одной ноге в гнезде на крыше или телеграфном столбе аиста сложно спутать с другой птицей. Об аистах поют, их рисуют, считают символом верности и предвестником пополнения в семействе. С этим замечательным представителем пернатых читателей Новости Армении – NEWS.am поближе знакомит доктор Карен Агабабян, профессор Американского Университета Армении.

«Мониторингом аистов начали заниматься в 2006 г. Чем был важен мониторинг аистов, как и других индикаторных видов - тем, что можно, собирая данные по одному или ограниченному числу видов, делать выводы по экосистеме. Мы выбрали аистов по нескольким причинам. Во-первых, он чувствителен к изменениям, происходящим в окружающей среде, во-вторых, он является легко определяемым видом, что позволяет вовлекать население в процесс мониторинга. Помимо этого, его использование еще и удобно, поскольку он гнездится рядом с человеком, что означает сокращение затрат на мониторинг», - отметил Карен Агабабян. В 2006 г все гнезда аистов на территории Армении были картированы и пронумерованы. С жителями окрестных сел была достигнута договоренность о том, что они будут проводить мониторинг. Для этого были сделаны специальные календари с окошками для заполнения данных – когда птицы прилетели, когда улетели, сколько птенцов вывели, и так далее. С 2006 г работа ведется беспрерывно. «Работать с населением вначале было сложно. Был не очень высокий процент заполненности календарей, которые мы собирали в конце года и раздавали новые. Но примерно через три года сотрудничество наладилось настолько, что люди сами начали нас беспокоить, когда что-то случалось с аистом – выпал из гнезда, столкнулся с электрическими проводами. Люди звонили, информировали о том, что случилось, и спрашивали, что мы намерены делать. С этого момента мы начали формировать новое направление взаимодействия с населением, ведь когда население ведет себя таким ответственным образом и информирует нас, мы, соответственно обязаны предпринять какие-то действия. Примерно с того же времени мы начали активно сотрудничать с ереванским зоопарком, мы приносили им раненых птиц, они оказывали необходимую помощь, проводилась реабилитация и выпуск в природу тех птиц, которые могли летать. Потому что бывали травмы, когда невозможно было птицу поставить на крыло. В таких случаях они просто оставались в зоопарке», - рассказал Карен Агабабян. По его словам, в год поступает до 100 подобных сообщений: «Причины самые разные, иногда анекдотичные. От «наши аисты дерутся друг с другом», и тогда приходится вести разъяснительную работу, что они воюют за территорию, и победитель станет «вашим» аистом, так что беспокоиться не о чем. И, конечно, реально требующие вмешательства случаи, как произошло столкновение с электропроводами или птенец выпал из гнезда. Мы бы хотели по возможности меньше вмешиваться в дела природы, то есть, если птенец выпал из гнезда, значит, это слабый птенец и он, скорее всего, не выживет. Но мы не можем не отреагировать на внимательность населения. В конце концов, мы столько времени с людьми работали, чтобы они начали реагировать, и с нашей стороны было бы крайне безответственно прекратить тот или иной тип взаимодействия, поэтому приходится находить компромиссы».

«Фондом охраны дикой природы и культурного наследия» сравнительно недавно создано «Кавказское убежище дикой природы», и мы в этом году начали активно взаимодействовать также с этим центром и думаем, что с их помощью сможем повысить эффективность взаимодействия с населением, добавил Карен Агабабян. Результаты мониторинга позволили специалистам выявить территории, особенно в Араратской долине, загрязненные пестицидами. В частности, ныне запрещенные ДДТ и его производные, оставшиеся с советского времени. «Здесь мы начали развиваться в следующем направлении. Нужно было перейти на экологически более дружественное сельское хозяйство. Это можно было сделать следующим образом. Во-первых, заменить пестициды на биологические методы контроля. В этом направлении у нас сейчас проводятся исследования, чтобы использовать бактерии, специфичные для насекомых-вредителей. Соответственно, опрыскивание этими бактериями не вредит всем остальным животным, не является каким-то устойчивым соединением, которое проникает в почву, и при всем при этом обеспечивает сохранность урожая. Второе направление это очистка почвы в сильно загрязненных регионах. Здесь используется фиторемедиация. То есть очистка почвы с помощью специальных растений, которые способны или абсорбировать пестициды, или их разрушать. В этом направлении также были проведены исследования, обнаружены несколько видов растений и мы планируем потихоньку внедрять метод на более широкой основе. Третье направление это маркетинг экологически чистой продукции. Если уж фермеры соглашаются на то, чтобы перейти на новые методы борьбы с вредителями и ремедиацию почвы, то у них должна быть возможность свою экологически чистую продукцию продавать либо по более высокой цене, либо выходить на новые рынки. Мы предлагаем в качестве маркетингового подхода позиционировать продукт не просто как экологически чистый, а как дружественный к конкретному виду. В частности, к белому аисту. Мы сейчас ведем разработку таких брендов, и в скором будущем сделаем фестиваль, где представим продукцию. Фестиваль планируется провести до осени», - отметил Карен Агабабян.

Привычный жителям Армении вид - европейский белый аист. Представители вида гнездятся по всей Европе, на Кавказе и частично Средней Азии, на Ближнем Востоке. Предполагалось, что «армянские» аисты зимуют в Африке, как все европейские, но недавние исследования показали, что они зимуют на Аравийском полуострове и дальше не залетают. Примечательно, что не все аисты покидают Армению зимой. «Улетают не все. Где-то с 70-х годов у нас сформировалась зимующая популяция. Это связано с наличием корма зимой. Источниками корма могут служить или рыбные хозяйства, которые начали развиваться в эти годы, или открытые водные пространства, которые начали появляться зимой вследствие изменения климата, где аисты могут добывать пищу. Так или иначе, зимующая популяция есть, за период мониторинга она колеблется от 200 до 250 особей. Число зимующих птиц продолжает расти». Общая популяция аистов в Армении по последним оценкам составляет порядка 650 пар. Птенцов бывает от 1 до 5. Выживаемость составляет примерно 70-80%. «Среднее число птенцов в гнезде продолжает расти. Мы начали наблюдать эту тенденцию с 2006 по 2009 годы. Если в 2006-07 среднее число птенцов было близко к 2, то сейчас близко к 3. Это, безусловно, связано с количеством пищи. Здесь, как я уже сказал, определенную роль могут играть рыбные хозяйства, число которых в Армении начало расти с 2000-х гг и другие предприятия, дающие большое количество отходов, к примеру, птицефермы. Также серьезную роль играют мусорные свалки, потому что аисты часто, как это ни печально, что такая красивая птица питается на свалке, ищут пищу там», - отметил Карен Агабабян. У аистов естественных врагов, кроме человека, нет: «Конечно, на местах зимовки на них могут нападать крупные хищные птицы, как, например, орлан-крикун. По крайней мере замечено, что орлан-крикун охотится на фламинго, соответственно, вполне может охотиться на аистов. Но в Армении в околоводных территориях, где он обитает, таких крупных хищников нет». Как выяснилось, аисты больше привязаны к гнезду, нежели партнеру.

Первая вернувшаяся птица занимает гнездовой участок, причем, если там есть свободный гнездовой участок лучше, она старается занять именно этот участок. При таком раскладе большая вероятность, что пара предыдущего года состыкуется, но это не обязательное условие. «Они не так привязаны друг к другу, как об этом говорится в легендах. Мне неприятно развенчивать народные легенды, но что поделаешь». Живут аисты в среднем 20 лет, от 15 до 25 соответственно, хотя известен случай, когда окольцованный аист доживал до 39 лет.

Недавний ураганный ветер в Армении обрушил два гнезда в селе Айанист и Овташат: «Из обоих сел к нам через МЧС поступили звонки. Мы немедленно послали туда команду, но, к сожалению, птенцы погибли. Взрослые птицы не пострадали. Это значит, что на следующий год они сделают гнезда на том же месте».

«В заключение хочу сказать, что сейчас в зоопарке есть два аиста, которые пострадали от столкновения с линиями электропередач. Они уже в хорошем состоянии, и мы скоро планируем выпустить их в природу», - отметил Карен Агабабян.

Отметим, что проект по охране водно-болотных местообитаний в Армении с использованием белого аиста для мониторинга и создания экологической сети из примерно 1000 семей в сельской местности получил высшую британскую награду от фонда Whitley Fund for Nature в 2007 году.