Заключительный транш от Европейского союза (более 1 млн. евро) будет доступен Правительству Армении только после проведения парламентских выборов. В интервью Новости Армении – NEWS.am руководитель делегации Европейского союза в Армении, посол Петр Свитальский отметил положительные стороны разрабатываемого  нового рамочного соглашения между Брюсселем и Ереваном, вновь  подтвердил позицию ЕС в карабахском вопросе и поделился ожиданиями от предстоящих в стране выборов:

Видите ли Вы прогресс в экономическом сотрудничестве между Европейским союзом и Арменией по результатам 2016 года?

У нас пока нет полноценных данных по 2016 году. Имеем только показатели первой половины года, а они указывают на существенный рост армянского экспорта на европейский рынок. Европейский союз остается самым большим экспортным рынком для Армении. ЕС – торговый партнер номер один, иностранный инвестор номер один и иностранный донор номер один для Армении.

Армения пользуется схемой GSP+ (это привилегированный доступ на европейский рынок, тысячи армянских товаров могут свободно войти на рынок ЕС). Схема GSP+ основана на условностях, связанных с участием Армении в 27 международных соглашениях, договорах и документах по установлению стандартов. Следовательно, этот привилегированный режим не является вечным, это обусловлено имплементацией со стороны Армении отмеченных важных международных соглашений, связанных с правами человека и трудовыми нормами.

Можно ли ожидать подписания нового рамочного соглашения между Ереваном и Брюсселем в 2017 году? Что изменит новое соглашение в двусторонних отношениях с экономической точки зрения?

Переговоры между Арменией и Европейским союзом относительно подписания нового рамочного соглашения перешли к заключительному этапу. Были проведены очень интенсивные переговоры. И я верю, что есть очевидная решимость у обеих сторон завершить переговоры как можно быстрее. Мы пока не можем говорить о конкретных датах. Мы знаем, что прогресс с начала переговоров был очень важным. Только несколько открытых вопросов должны быть решены. Сколько это продлится – другая история, но при решимости и политической воле это соглашение может быть заключено в течение довольно короткого времени.

Важность соглашения очевидна: оно создаст прочную правовую базу для отношений между Арменией и Евросоюзом. Это, несомненно, будет самым продвинутым двусторонним соглашением между Европейским союзом и любой страной-участницей Евразийского экономического союза. Политическая часть сохранит суть Соглашения об ассоциации, прерванного в 2013 году. Как Вы знаете, политическая часть будет содержать строгую приверженность с обеих сторон углубить диалог и сотрудничество в вопросах внешней политики, безопасности и обороны. Что самое важное – общие ценности, являющиеся основой отношений, будут укреплены.

Часть по экономике и торговле, конечно, не будет столь амбициозной, как Договор о создании глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли – по очевидным причинам. Торговая часть соглашения будет очень скромной. Тем не менее, в основе будет режим Всемирной торговой организации (ВТО).

Несколько других вопросов, касающихся торговли и экспорта, также на данный момент не могут быть такими амбициозными, как хотели бы Армения или Европейский союз. Но я думаю, что в рамочном соглашении будут содержаться элементы, которые придадут новое качество экономической и торговой части. Думаю, для иностранных инвесторов это соглашение будет служить поощрением для открытия бизнеса в Армении. Поскольку даже с политической точки зрения это рамочное соглашение содержит политические гарантии о том, что Армения в хороших отношениях с Евросоюзом. Следовательно, есть смысл рассматривать возможности бизнеса в Армении.

Накануне Нового года азербайджанские вооруженные силы предприняли очередную серьезную попытку диверсионного проникновения на границе с Арменией. Согласны ли Вы, что подобные агрессивные шаги должны быть осуждены строжайшим образом? Не видите ли необходимости применения санкций в каждом таком случае деструктивных действий?

Позиция Европейского союза очень четкая: мы осуждаем насилие, призываем стороны проявить сдержанность и избежать любой эскалации военных действий. Мы осуждаем гибель молодых людей, которые были убиты вследствие перестрелки. Они – будущее Армении или будущее Азербайджана. Следовательно, наша позиция четкая – нет военного решения конфликта. Военные действия должны быть предотвращены. Механизмы по установлению доверия и расследованию инцидентов на линии соприкосновения, как было предусмотрено в мае прошлого года в Вене, должны быть установлены на месте. И переговоры по всеобъемлющему разрешению конфликта должны начаться и прийти к успешному завершению. Европейский союз непосредственно не вовлечен в урегулирование конфликта, это функция  сопредседателей Минской группы ОБСЕ, но мы поддерживаем усилия МГ. У нас есть специальный представитель, который очень часто посещает регион, проводит встречи с лидерами обеих сторон. ЕС очень заинтересован в разрешении конфликта. И мы надеемся на ощутимый прогресс в скором времени. Исходя из моих контактов здесь в Армении, я верю, что армянское общество готово к миру, готово содействовать установлению мира. Армения не заинтересована в негативных процессах – в еще одной войне, еще одном конфликте, еще одном случае с утратой жизней. В этом я могу заверить.

Европейский союз приветствовал консенсус, достигнутый между властями и оппозицией Армении относительно Избирательного кодекса. ЕС также выделил существенную финансовую поддержку для организации парламентских выборов. Видите ли Вы реальные гарантии или перспективы для проведения свободных, справедливых и демократических парламентских выборов в Армении?

Имплементация соглашения по избирательному законодательству от  сентября 2016 года очень важна. И я с удовлетворением должен сказать, что все заинтересованные стороны предпринимают максимум усилий    для обеспечения надлежащего выполнения технических задач, связанных с выборами. Я могу подтвердить, что, судя по нашим контактам с Правительством, оппозиционными партиями, а также другими общественными институтами, как, например, Центральная избирательная комиссия, делается все, чтобы это соглашение увенчалось успехом. Мы очень ценим роль Программы развития ООН (UNDP), которая ответственна за одну из частей соглашения по избирательному процессу: это установка оборудования по идентификации избирателей. И я думаю, что вместе с остальными донорами – Германией, Соединенным Королевством и Соединенными Штатами – мы очень благодарны UNDP и Правительству за прогресс.

Другая техническая часть соглашения – установление видеокамер – не может быть имплементирована на том уровне амбиций, на котором предусматривалось с самого начала. Но, судя по контактам на прошлой неделе с Правительством и оппозиционными партиями, мы настроены оптимистично: есть политическая воля предпринять меры по установлению видеокамер на максимально возможном уровне.

Я понимаю, что в настоящее время инициированы контакты с компанией, выразившей желание заняться этим вопросом. Задача очень сложная, поскольку времени очень мало. Я не припомню другой страны, где такой амбициозный технологический подход был бы имплементирован за столь короткий период времени. Но я настроен оптимистично, поскольку то, что я говорю, это, несомненно, очень серьезная приверженность и правильная политическая воля со стороны всех заинтересованных лиц, с целью выполнения соглашения.

Конечно, соглашение не затрагивает все аспекты избирательного процесса. Есть сферы, в которых Правительство и оппозиция не смогли прийти к общему знаменателю, например, положение о рейтинговых списках. С другой стороны, Европейский союз заинтересован в том, чтобы все остальные аспекты были имплементированы согласно международным стандартам, учитывая предыдущие рекомендации ОБСЕ и Совета Европы, чтобы Армения, как заявило руководство страны, провела самые лучшие выборы в регионе или даже на всем постсоветском пространстве. Думаю, это возможно, это откроет новую главу для Армении. Это на самом деле поможет Армении развиваться лучше и быстрее.

Уровень вовлеченности Евросоюза беспрецедентный. Как Вы знаете, Европейский союз выделит до 7 млн. евро, это составит почти 90% внешнего финансирования. И это – то, чего мы не делали ни в одной другой стране. Почему мы делаем это сейчас? Поскольку мы верим, что Армения нуждается в нашей поддержке, поскольку мы верим, что эта поддержка может быть использована в хороших целях и приведет к четким результатам. Мы уже выплатили до 4 млн. евро для закупки оборудования. 2 млн. евро будут переданы в ближайшие дни. Более 1 млн. евро будут доступны Правительству Армении только после выборов. И мы не держим это в секрете. Выделение последнего транша будет зависеть от того, как будут осуществлены положения   соглашения по выборам. Следовательно, мы обращаем пристальное внимание на происходящее. С нашей точки зрения самые важные вопросы, которые нужно рассматривать, это вопросы справедливой кампании (подразумевается предотвращение использования административного ресурса, исключение подкупа избирателей и равный доступ к СМИ).

Я провел несколько встреч с должностными лицами Армении, включая генерального прокурора, и могу сказать, что власти осведомлены о задаче и хотят сделать все возможное для обеспечения самых лучших условий для избирательной кампании.

Это очень важный период для Армении. Вызовы серьезные, но у меня оптимистичный настрой: Армения найдет выход, поскольку даже в случае самых больших проблем выход всегда есть.