Полностью открыть Транскавказскую магистраль (из Грузии через Южную Осетию в Россию) можно пробно на армянских большегрузных фурах. Такое мнение высказал корреспонденту Новости Армении – NEWS.am осетинский логистический оператор, генеральный директор логистического центра «ТИС»  (Владикавказ) Вахтанг Джигкаев.

Открытие южного участка Транскама (из Гори в Цхинвал) может в первую очередь поддержать деловую активность в самой Северной Осетии (ныне – Республика Алания), заметил он.

В 2014-2015 годах во Владикавказе были последовательно проведены две конференции по транспортным коридорам Россия - Иран и Россия - Турция. Тогда представители Ирана подтвердили желание увеличить автомобильный транзит в 10 раз. Но для этого, заметили они, нужно упростить таможенные процедуры и пропускную способность погранпункта Верхний Ларс (Военно-грузинская дорога). Но, к сожалению, её общее состояние, маршрут и качество тоннелей не позволяют существенно увеличить транзит. Дорога требует очень серьезных инвестиций, причём в основном на грузинской стороне, что в перспективе не предполагается, заметил Джигкаев.

В этой ситуации открытие параллельной дороги по Транскаму (Военно-осетинская дорога) представляется очень перспективным. И не только из-за транзитных платежей, но и из-за перспективы открывать логистические комплексы и строить национальную индустрию перевозок, а также создание комплекс обслуживания (дорожного, технического, правового) для данного транзита. Все это может серьёзно подстегнуть деловую активность, заметил Джигкаев.

«У нас нет нефти, газа, но волею судеб осетины оседлали две основные дороги через Большой Кавказ. Это Военно-грузинская и Военно-осетинская дороги. Это кратчайший автомобильный путь из России в Закавказье, Турцию, Иран... Безусловно, мы имеем шанс стать частью геоэкономической магистрали Север – Юг», - заметил бизнесмен.

Но дьявол, как всегда, кроется в деталях, и самая большая проблема - это правовое обеспечение транзита. Много хороших идей разбилось об этот вопрос, заметил он.

Чтобы преодолеть правовую коллизию со статусом Южной Осетии, требуются интенсивные консультации. Если Грузия хочет полностью исключить Южную Осетию из процесса, то, конечно ничего не получится. И наоборот, если Южная Осетия хочет быть полностью суверенным государством в данном процессе, то вероятно, общий язык тоже не будет найден, заметил осетинский оператор. 

Вопросы не снимаются, даже если вместо таможенников грузы на границе будет проверять нейтральная швейцарская инспекционная компания.

«Хорошо, SGS будет маркировать грузы... А как с таможней на территории Южной Осетии? А с платежами? А могут ли наши машины участвовать в транзите? А возможно ли перегружать машины на складах в Южной Осетии для консолидации грузов? Какие отметки могут ставиться на документах? Могут ли наши грузы въезжать в Грузию? Куча вопросов, требующих проработки... Что в этой ситуации делать? Я бы предложил попробовать некий тестовый режим. Например начать с транзита армянских большегрузов: не секрет, что это самый болезненный вопрос... Вот давайте придумаем режим, как армянские фуры могут транзитом идти по территории Южной Осетии. Опробуем его, сгладим все шероховатости, а потом этот опыт можно экстраполировать и на все остальное», - заявил предприниматель.

Напомним, на переговорах в Праге 10 июля представители России и Грузии договорились о начале реализации договора от 2011 г «О торговых коридорах». Как сообщил «Коммерсант», в стороны переговоров возглавляли замминистра иностранных дел России Григорий Карасин и спецпредставитель премьер-министра Грузии, посол Зураб Абашидзе.