В Турции более чем уверены в том, что создание Иракского Курдистана является израильским проектом, который, с одной стороны, позволит иметь лояльное государство на берегу Средиземного моря,  с другой приведет к распаду Турции. Об этом заявил в беседе с корреспондентом Новости Армении –NEWS.am тюрколог Андраник Испирян.

Иракский Курдистан провел референдум о независимости. Большинство проголосовало «за» независимость. Считаете ли вы возможным возникновение государства Курдистан при нынешнем геополитическом раскладе?  Почему власти Эрбиля решились на референдум именно сейчас?

Корни происходящих событий достаточно глубокие: после американского вторжения была сформирована автономная часть Курдистана, и уже в то время были очерчены границы будущего Курдистана. В настоящее время осуществляется часть этой большой программы. Почему власти Эрбиля решились на референдум именно сейчас? На это было несколько причин: прежде всего в регионе достаточно нестабильная ситуация, в Сирии видим ослабление властей, постоянные военные действия, политические власти  Ирака находятся в достаточно тяжелом положении. «Исламское государство» смогло расколоть, раздробить Ирак, и для властей Курдистана наступил удобный момент для проведения референдума о независимости.

Насколько изменится расклад сил в регионе после референдума?

Как мы видим, есть страны, которые серьезно противодействуют этому процессу, так как независимость Иракского Курдистана им отнюдь не на руку.  Речь идет об Ираке, Иране и Турции, которые  сформировали так называемый «альянс».

Насколько реально, что Турция может реализовать свои угрозы о военной интервенции в Курдистан?

Турецкие власти озвучили достаточно много угроз о военной интервенции, однако как премьер, так и президент страны в своих выступлениях также заявили о том, что Анкара не готовится к войне, и лишь при возможной опасности будет вынуждена осуществить соответствующие действия для обеспечения безопасности государства. То есть на этот момент нет вероятности прямой войны.

А пойдет ли Багдад на военное столкновение?

Как я уже отметил, иракские власти находятся не в очень хорошем положении, так что на военные действия они вряд ли пойдут. Особенно в последние годы в борьбе против «Исламского государства» Ирак понес достаточно много потерь, а во время освобождения Мосула удалось добиться успеха, благодаря авиаударам партнеров и тех же курдских пешмерга. То есть нереально думать о том, что Багдад сможет решить проблему военным путем.

Считаете ли вы возможным участие Ирана в военных действиях в Курдистане? Или Тегеран предпочтет ограничиться санкциями, такими как, например, приостановление полетов в Эрбиль?

Конечно, референдум о независимости Курдистана крайне беспокоит Иран, потому что именно на границе, на территории ИРИ находится провинция Курдистан. Население этих мест с воодушевлением восприняло референдум в Курдистане, и, естественно, Тегеран не может равнодушно следить за всем происходящим.

Иран, конечно, заявил о санкциях, отметив при этом, что они прекращают  авиаполеты по просьбе Багдада, и, возможно, в будущем он применит и другие санкции, однако прямого вторжения в Иракский Курдистан или прямой войны, думаю, не будет. Но известно, что в Ираке и Сирии действуют шиитские проиранские вооруженные силы, которые, возможно, присоединятся во время каких-либо военных действий, организуемых Багдадом.

При каких условиях Эрбиль «передумает» и откажется от независимости?

Из-за санкций, введенных в отношении Иракского Курдистана тремя упомянутыми мною государствами, руководство Курдистана на самом деле окажется в очень сложной ситуации. Заявления Барзани в последнее времч говорят о том, что  они, кажется, готовы пойти на соглашение с властями Ирака, просто ждут соответствующего предложения. Представленные до сих пор предложения, как заявил Барзани,  себя не оправдали.

Россия заявила, что у нее нет существенных разногласий с Турцией по вопросу референдума. Означает ли это, что Москва поддержит Анкару в случае военной интервенции?

В этом контексте мало говорится о роли РФ, однако важно то, что никто об этом не говорит. Россия инвестировала и инвестирует миллиарды долларов в Иракский Курдистан, и потому просто молчит по поводу всего там происходящего. Если бы Москва была против всего этого, она бы выступила с громким заявлением и какими-либо шагами заставила руководство Иракского Курдистана отказаться от своего намерения. Однако, как мы видим, Москва выступает лишь с обычными заявлениями. То же самое касается и США. То есть возникла интересная ситуация, когда США и Россия на Ближнем Востоке, а конкретно по соседству с Сирией, где США имеют важное присутствие, не пытаются противостоять друг другу.

Отвечает ли интересам Вашингтона и Москвы появление Курдистана?

Это единственный случай, когда интересы США и РФ не противоречат друг другу, хотя каждый, конечно, имеет свои уникальные интересы. Именно в этом причина того, что в адрес друг друга не прозвучало никаких взаимных угроз. Казалось, обе страны выступают за проведение референдума, потому и выступили с рядовыми заявлениями.

Как официальный Ереван должен балансировать по курдскому вопросу с тем же Ираном?

Конечно, для Армении создается достаточно сложная ситуация. Нужно понять, какие цели преследует этот референдум, кто стоит за этим.  Армения должна конкретно понять серьезность ситуации, понять, с какой стороны дует ветер, и уже потом принимать решения, иметь позицию, а иметь четкую позицию необходимо. 

Не надо забывать и о том, что в северном Ираке, то есть в автономной части Курдистана, проживает много армян, их число достигает 4-5 тысяч, и для Еревана важна также безопасность этих людей. С другой же стороны, Армения, которая имеет тесные дружественные отношения с Ираном, при озвучивании своей позиции должна быть очень осторожной.

Не менее интересна позиция Израиля. Нетаньяху и многие другие официальные лица Израиля поддерживали появление у курдов собственного государства.  Почему? Может ли Израиль неофициально поддержать Курдистан в пику Ирану?

За все это время именно Израиль, так скажем, официально поддержал референдум о независимости Иракского Курдистана. В регионе ИРИ, Турция и Ирак в этом контексте весьма настороженно относятся к Израилю, поскольку считают данный шаг последствием действий властей именно этой страны.

Иными словами, израильская сторона долгое время сотрудничает с властями Эрбиля. В Турции более чем уверены в том, что создание Иракского Курдистана является израильским проектом. В Иране такие же подозрения. Согласно этим утверждениям, Израиль выступает за создание Большого Курдистана, который проходит по северу Сирии, где сирийские курды создали территорию и установили де-факто контроль на участке до Средиземного моря. То есть Израиль пытается несколькими шагами обеспечить создание выгодного ему государства на берегу Средиземного моря.

Кроме этого Израиль пытается сделать его плацдармом для своих действий против Ирана и контроля этого отрезка с ИРИ. А главным опасением турок является то, что создание Великого Курдистана приведет к расколу и ослаблению Турции.