Президент Армении Серж Саргсян дал эксклюзивное интервью главному редактору Business FM Илье Копелевичу, в котором были затронуты темы членства Армении в Таможенном союзе, а также подписание соглашения Армении с ЕС. Представляем часть интервью:

Мы сегодня были в компании Spayka, которая, наверное, является крупнейшим экспортером сельскохозяйственной продукции из Армении в Россию. Я спрашивал, в первую очередь, вот о чем: мы разделены Грузией, она — часть зоны свободной торговли с Европейским союзом. Узнал от них, что нет никаких проблем. Действительно, товарооборот растет, и планируется, что будет расти очень сильно. Тем не менее, фактор Грузии и пересечения этой территории изначально предусматривался? Он мог стать тормозом в развитии торговли между Россией и Арменией как единой таможенной территории?

Если бы у нас отношения с Грузией были плохие, конечно, мог бы. Но у нас не было таких случаев. В настоящее время Армения не имеет возможности вести торговые отношения (со странами ЕАЭС) иначе как через Грузию. Изначально те люди, которые занимались вопросами формирования становления и Таможенного союза, и Евразийского экономического союза, наверное, думали, что это — большое препятствие. Но после того, как они спокойно разобрались, поняли, что это не так. Конечно, это может быть в некотором смысле таким техническим барьером, но его можно преодолеть. Торгово-экономические обороты показывают, что грузинская сторона очень порядочно выполняет свои как соседские, так и другие обязательства. Поэтому, конечно же, здесь барьер — это не очень хорошая по качеству дорога. Я имею в виду, горная дорога: ливни, снегопады и все остальное. Сейчас думаем, как сделать еще вторую дорогу.

Вы знаете, предприниматели рассказали мне вещи, которые на меня очень сильное впечатление произвели. Доставка сельскохозяйственной продукции, а это чем быстрее, тем лучше, несравнимо упростилась, но все равно на границе между Грузией и Россией в Верхнем Ларсе армянская продукция идет без досмотра, без пошлины, грузинская — подвергается таможенному досмотру, а им приходится стоять в одной очереди зачастую.

Да. Конечно, мы периодически эти вопросы поднимаем. Нам с одной стороны нужно улучшить работу пропускных пунктов, с другой — найти альтернативные формы доставки этой продукции на российский рынок. Не всегда все получается, и для усовершенствования любой работы нужно время.

Какие отрасли в Армении развиваются благодаря Таможенному союзу наиболее активно?

Сельское хозяйство, в первую очередь. И мы сейчас серьезно занимаемся промышленной кооперацией. Мы уверены, что в приборостроении, в радиоэлектронике, станкостроении, в машиностроении мы можем совместно производить конкурентоспособную продукцию. Есть такая возможность. Мы уже говорим, уже практически занимаемся этим вопросом с нашими российскими коллегами. Недавно у нас был господин Мантуров, на эту тему говорили. Мы хотим здесь использовать наше конкурентное преимущество. В том смысле, что две трети армян проживают вне Армении. И так как они легко интегрируются в общество стран, государств, где они проживают, они добиваются серьезных успехов. В том числе, и в промышленности. Естественно, конкурентоспособные. И мы используем эту возможность. Мы на территории нашей страны создаем совместные предприятия, а потом, возможно, и кооперации этих предприятий с российскими. Поэтому здесь есть большой потенциал, будем его использовать. Громадный потенциал. И мы с февраля приняли решение о въезде граждан России на территорию Армении по внутреннему паспорту.

То есть это без штампа о пересечении границы?

Без ничего. Показываешь внутренний паспорт, говорят: «Пожалуйста, добро пожаловать в Армению». Мы штамп не ставим не потому, что боимся примет. Мы штамп не ставим, потому что на самом деле хотим, чтобы россияне без всяких препятствий посетили Армению со своими внутренними паспортами. Кто хочет, пожалуйста, с другими паспортами приезжает, с загранпаспортами, но здесь — по внутренним паспортам.