Скончался американский ученый армянского происхождения  Нерсес «Krik» Крикорян, который стал легендой в некогда секретном городе Нью-Мексико, где была разработана атомная бомба,  Ему было 97 лет.

Сотрудники  Национальной лаборатории Лос-Аламоса подтвердили, что Крикорян умер в среду в своем доме в Лос-Аламосе,  пишет Chicago Sun Times

Лос-Аламосская национальная лаборатория, была основана в 1943 году,  для работы над Манхеттенским проектом - кодовое название программы США по разработке ядерного оружия.

Директор лаборатории Терри Уоллес охарктеризовал Крикоряна как «гиганта» в мире науки о национальной безопасности и в сообществе Лос-Аламоса. «Он внес огромный вклад в миссию лаборатории, и я могу с уверенностью сказать, что  благодаря ему, это место стало лучшим», - сказал Уоллес. «Немногие люди больше влияют на нашу историю так как Krik. Он оставил прочное наследие,  у которого великое будущее».

Крикорян родился на обочине дороги в Турции в 1921 году. Его родители спаслись от Геноцида армян, и скитались по странам, без имущества и средств к существованию.  Наконец, семья нашла свое пристанище в Канаде,  переехала в США, когда Нерсесу было всего четыре года. Они поселились в городке Ниагара-Фолс, где его отец устроился работать на завод, говорится в статье в местной газете «Los Alamos Monitor»

Крикорян получил степень бакалавра по химии и начал работать в лаборатории по созданию обогащенного урана. В 1943 году, сам того не зная, он был вовлечен в работу над Манхеттенским проектом.

Когда США сбросили атомную бомбу на Хиросиму, Крикорян знал, что это то, над чем он работал. «Я подумал тогда: «Война закончится, и я надеюсь, что нам никогда больше не придется использовать ее снова»,- говорил ученый.

Именно в Лас-Аламос он встретил свою жену Кэтрин Паттерсон, которая также приехала работать над Манхеттенским проектом. Карьера Крикоряна сложилась более, чем удачно. Он был автором шести патентов, публикаций анализов и технических оценок всего: от лазерного разделения изотопов и материалов высокотемпературного реактора до испытаний ядерного оружия.

В 70-ых Крикорян начал работать на разведку США. Как отмечал сам химик, в этом и есть ирония судьбы: он прибыл в США с документом, где была надпись «без гражданства», а затем отвечал за вопросы безопасности, работая на разведку. 

По его словам, в детстве родители всегда заставляли его учить армянский язык, понимать культуру и литературу своей родины.  Позже, занимаясь наукой, он также начал изучать русский язык, так как некоторые профессиональные книги по химии были доступны только на русском языке. В 1991 годы Крикорян ушел на пенсию, имея за спиной немалые достижения, в том числе медаль Лос-Аламос, две степени почетного доктора наук. «Все пошло намного дальше того, что я себе представлял. Я думаю о своих родителях и удивляюсь: «Как они сделали это?» Родиться на обочине в Турции и достигнуть всего этого. Мои родители научили меня важному - совершать правильные поступки и делиться с другими. Надеюсь, я это сделал»,- говорил Нерсес Крикорян.