Четверть века назад в Армении появились первые приватизационные сертификаты – «ваучеры». Идея имела благие цели – предоставить каждому гражданину его долю в государственной собственности. От которой и можно получить дополнительный доход для семейного бюджета – дивиденды.

Правда, для приватизации объектов было выбрано самое неблагоприятное время. В стране царила тотальная безработица, уровень доходов большинства населения скатился почти до нуля. Потеряв веру в светлое будущее, многие распродали свои ваучеры, чтобы на вырученные гроши хотя бы на недельку подправить тот же семейный бюджет.

Естественно, нашлись предприимчивые граждане, которые воспользовались уникальной возможностью в массовом порядке приобрести «чужие» ваучеры. Не для коллекции, конечно, а в целях приобретения в личную собственность перспективных объектов. Так что «приватизация» завершилась так, как и следовало ожидать при подобных условиях.

Но, вначале «отцы» приватизации сулили будущим акционерам буквально золотые горы. Поверив им, отдельные граждане на свои ваучеры приобрели пару-другую акций (иногда – сразу нескольких компаний), и сохранили их до сих пор. Помимо этого, в сотнях государственных предприятий 20% стоимости основных фондов было безвозмездно распределено среди трудовых коллективов. Так сказать, внедрялся «народный капитализм». Который, кстати, вскоре с треском провалился.

Кое-кто не поддался искушению продать свои акции (а скупали их, как правило, бывшие руководители этих предприятий, или другие предприимчивые лица), и сохранил их, в надежде на будущие дивиденды.  Речь идет о простых акционерах, не претендующих на единоличное владение объектом. Однако впоследствии для многих из них возникла серьезная проблема.

В ходе «приватизации» контрольные пакеты акций  (а иногда – и все акции) какого-либо предприятия концентрировались в руках одного лица. Которое и продвигало свои личные меркантильные интересы в ущерб остальным акционерам. По его воле акционерное общество (АО) то меняло название, то сливалось с другим, и, в конечном итоге, объявляло себя банкротом и ликвидировалось. А потом снова возникало, под другим именем.

Причем все эти все метаморфозы осуществлялись без ведома рядовых акционеров. Последние, пытаясь понять, почему не получают долгожданные дивиденды, получали ответ, что «их» АО давным-давно нет, оно ликвидировалось. На просьбу представить им соответствующие документы, от нынешней администрации предприятия следовал жесткий отказ.

Итак, здесь грубо нарушался целый ряд основных положений закона РА «Об акционерных обществах». Во-первых, согласно ему, высшим органом АО является как раз собрание акционеров. И для принятия важных решений (в том числе реорганизации, слияния или ликвидации АО) в обязательном порядке созываются внеочередные собрания акционеров.

Во-вторых, при ликвидации АО, после погашения обязательств перед кредиторами, оставшееся имущество организации должно распределиться между акционерами. В-третьих, акционеры имеют право ознакомиться со всеми документами, связанными с деятельностью и ликвидацией АО. Но, на практике ничего этого не было сделано.

Почему же нарушители закона не понесли законного наказания? Да потому, что государственные органы, которые должны контролировать и регулировать эти вопросы, не выполняют свои функции.  

Помимо ущемления прав акционеров, имеется и другой аспект данной проблемы. Если уж в стране ставится цель привлечения иностранных инвестиций, то инвесторы должны быть уверены в верховенстве закона. Между тем подобные неприглядные истории могут создать у них прямо противоположное мнение.

Ну, а неудачливым акционерам можно лишь посоветовать самим добиться справедливости, раз соответствующие госорганы бездействуют. Самое верное решение – создать общественную организацию по защите прав акционеров. Учитывая масштабность вышеуказанных нарушений закона, массовая поддержка такой организации будет обеспечена.

Смбат Григорян