Французские законодатели инициировали принятие закона по борьбе с манипуляцией информацией и распространением фейковых новостей.

О деталях закона рассказал депутат от партии «Вперед, Республика» Бруно Студер в беседе с посетившими Национальное Собрание Французской Республики журналистами из Армении в рамках пресс-тура, организованного МИД Франции.

Бруно Студер, содокладчик по указанному закону, глава комиссии по вопросам культуры и образования, пояснил, что на мысль о необходимости защиты правдивой информации и препятствованию распространению ложных новостей его натолкнула предыдущая работа учителе в школе и освещение разнообразных политических процессов мире. В то же время, депутат отметил, что против термина «фейковые новости», так как термин это американский и несет определенную смысловую нагрузку, отличную от французской действительности.

«Закон не направлен против журналистов, как раз наоборот, он защищает правдивую информацию и препятствует распространению ложной», - подчеркнул законодатель, напомнив, что существует два уровня свободы – свобода слова и свобода выбора. Закон предполагает запрет на заказные и рекламные материалы в период выборов, запрет в тот же период на рекламу кандидата или политической силы посредством социальных сетей. Правда, нюанс в том, что закон должен соответствовать европейскому законодательству 17-летней давности.

В то же время, он отметил, что вопрос фейковых новостей тонкий, так как наказание за очевидно ложную информацию французское законодательство предполагает еще с 80-х гг прошлого века. «По сути, речь не о борьбе с такими новостями, а с их распространением», - пояснил законодатель. По его словам, в этом немаловажное значение имеет воспитание СМИ и восстановление доверия между обществом и СМИ.

Ложная информация или нет, предстоит решать судьям. То есть, любой человек может подать в суд, и если судья решит, что та или иная информация ложная, доступ к материалу (речь идет об Интернет-ресурсах) будет закрыт. Причем решение должно быть принято в течение 48 часов. «В действительности, практика показывает, что для общества часто завлекательные фейковые новости, к сожалению, представляют больший интерес, что серьезная журналистская работа. Получается своеобразный «черный рынок» СМИ, и закон нацелен именно на этот сегмент», - подчеркнул Бруно Студер.

В этом контексте он напомнил роль соцсетей. «Соцсети зарабатывают деньги. Ведь по сути когда вам Facebook приносит новость, это не вы выбираете, что читать, а Facebook», - уверен законодатель. По его словам, параллельно должен повышаться контроль за иностранным вмешательством.         

Как оказалось, сами французские журналисты поначалу инициативу восприняли без восторга, однако постепенно отношение стало меняться. Пока делать однозначные суждения о пользе закона его создатели и докладчики не стали, однако выразили надежду, что он удет применен уже в ходе предстоящих выборов в Европарламент.