Президент России Владимир Путин хочет восстановить сферу влияния страны, однако бывшие советские республики могут оказаться в подвешенном состоянии между западом и востоком. Об это в своей статье на сайте Bloomberg Businessweek пишет Марк Чемпион.

По его словам, Россия пробовала заманивать и принуждать своих соседей всеми возможными способами, предлагая субсидии на газ, покупая стратегически важную инфраструктуру, вмешиваясь в выборы и используя военную силу. Однако, результаты неоднородны: некоторые присоединились к ЕАЭС, а некоторые к НАТО и ЕС. Как отмечает российский аналитик Федор Лукьянов, Россия больше не рассматривает соседей как единое пространство. «Литва, Армения и Узбекистан радикально отличаются, и у Москвы различные подходы к ним»,- говорит он.  В то время как Дональд Трамп поддерживает более транзакционную внешнюю политику, а ЕС борется со своими собственными националистическими демонами, проект западной интеграции для таких стран как Украина или Молдова может исчезнуть. Со временем, говорит Лукьянов, «настроения могут измениться». Автор напоминает, что Армения присоединилась к Евразийскому союзу в 2014 года под давлением Москвы, будучи втянутой в конфликт с богатым нефтью Азербайджаном и зависимой от военной поддержки России в вопросе безопасности. 

«Для стран, присоединившихся к ЕАЭС, результаты оказались неутешительными. В основном из-за последствий падения курса российской валюты и экономики, которые пострадали от западных санкций и более низких цен на нефть на протяжении большей части существования организации. К 2017 году Россия была главным экспортным направлением только для одного бывшего советского государства - Беларуси. Все остальные больше экспортируют в ЕС или Китай»,- пишет автор. По словам аналитика Фонда Карнеги Томаса де Ваала, Москва постоянно теряет влияние на территории бывшего Советского Союза. Зарождающийся мульти полярный мир дал правительствам в Грузии, Молдове и Центральной Азии больше возможностей находить баланс Кремлю, в то время как на их экономики заходят Турция и Китай, а некоторые страны диверсифицируют свою энергетическую систему, чтобы снизить зависимость от России. К тому же молодежь уже не обязательно говорит по-русски. «Десять или 15 лет назад, кто-нибудь в Кремле мог взять трубку и позвонить целому ряду лиц, которых они знают в этих правительствах. Даже в дружественной, зависимой Армении, этого у них уже нет»,- говорит де Ваал.