Несмотря на то, что в Сирии Турция и Россия тесно взаимодействуют по вопросам окончательной формы власти и борьбы с террористическими организациями, турецкая сторона не упускает удобного случая с различных политических арен заявлять в ущерб интересам России мнения относительно территориальной целостности Украины. А именно, министерство иностранных дел Турции в очередной раз заявило, что «не признает результаты так называемого «референдума» о статусе оккупированного Крыма и поддерживает суверенитет и территориальную целостность Украины». «Украинская автономная Республика Крым была аннексирована Российской Федерацией в нарушение международного права на основании незаконного референдума, проведенного пять лет назад в этот день», - говорится в заявлении МИД Турции. Крымский политолог Владимир Джаралла считает, что это - традиционная позиция Турции, ничего удивительного в ней нет. Как правило, подобные высказывания появляются в тот момент, когда турецкая сторона хочет получить от России уступки по каким-то вопросам в экономике или политике, либо стремится продемонстрировать США и ЕС, что ее союзничество является ситуативным. Как правило, эти заявления - ритуальные, практических действий за ними не следует.

Таким образом в заявлении МИД Турции в связи с годовщиной присоединения Крыма явно просматривается стремление акцентировать внимание на защите прав и интересов турецко-татарского населения полуострова и вместе с тем подчеркнуть, что основным народом, в руках которого должна быть судьба полуострова, являются именно крымские татары. Но возникает вопрос — не распространяются ли неоосманские планы Эрдогана на бывшие вассальное Крымское ханство и территории Османской империи?

Нынешний турецкий лидер известен своей тягой к пересмотру договоров, определивших нынешние границы Турции. В частности, он не раз говорил о недействительности Лозанского договора 1923 года, определившего границы Турции с Грецией, Сирией и Ираком. Действительно, до воссоединения Крыма с Россией турки планомерно осуществляли мягкую экспансию на полуострове. Активно работая с крымскими татарами при слабости центральных украинских властей, Анкара добивалась распространения здесь своего влияния. Но теперь поддержка местных радикалов дается труднее. «Посему, если у нынешних турецких властей есть мечты о реванше за «времена Очакова и покорение Крыма», то эти мечты разобьются о Черноморский флот», - уверен директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров.