Наступило время для хирургического вмешательства в судебную систему. Об этом заявил в Правительстве 20 мая премьер-министр Армении Никол Пашинян.

Он, в частности, отметил: «Сегодня я пригласил вас обсудить проблему, которая, на мой взгляд,  требует наиболее скорейшего и актуального решения. В течение последнего года в Армении произошли всем известные политические изменения, в результате которых в стране утверждено легитимное Правительство, пользующееся доверием людей, исполнительная власть, легитимное Национальное Собрание, пользующееся доверием народа, то есть  законодательная власть.

Однако, как показали события последнего года, в Армении как не было, так и нет судебной власти, пользующейся доверием народа. И деятельность судебной власти приводит к волнениям  в нашем обществе. Не могу и не хочу выступать с суждениями о законности и обоснованности решений, выносимых представителями судебной власти. Это не входит в мои полномочия, хотя невозможно все решения судов мерить одним аршином и давать одни и те же оценки.

Независимо от всего, очевидно, что решения судебной системы не пользуются доверием общества. Я это говорю не только как премьер, но и как представитель народа, который имеет политическое право говорить от имени народа - высшей власти в Армении. Народ Армении своим волеизъявлением сформировал законодательную власть, после парламентских выборов, признанных на международном уровне свободными, справедливыми, прозрачными и демократическими, сформировано и Правительство, исполнительная власть.

Но народ Армении судебную власть воспринимает как остаток прежней коррумпированной системы, в которой постоянно разрабатываются и реализуются заговоры против народа. И тот факт, что судебная власть не пользуется доверием народа, означает, что она не имеет достаточной легитимности, что сегодня является прямой угрозой для нормальной жизни, стабильности и национальной безопасности нашей страны.

С первых дней избрания премьером я обязался не вмешиваться в судебную систему и придерживался этого обязательства. Но, с другой стороны, я не могу гарантировать того, что судебная система не подвергается теневому и незаконному воздействию, в основном со стороны бывшей коррумпированной системы,   поскольку две эти системы связаны друг с другом человеческими, политическими и иными связями.

Могу привести один пример: насколько можно быть уверенным в том, что сегодняшняя судебная система способна провести объективное следствие по делу «1 марта», при том, что десятки противоправных действий исполнительной власти были реализованы при помощи действующей судебной системы?

И это сейчас уже видно по принятым Европейским судом по правам человека решениям. Эта ситуация напрямую влияет и на объявленную нами борьбу с коррупцией. Хотя на самом высоком уровне было объявлено о приоритете борьбы с коррупцией, но по причине отсутствия доверия к судебной системе страдает также эффективность деятельности следственных органов, поскольку они часто работают предполагая, что судебная система все равно все разоблачения сольет, и все по причине органической связи все с той же коррумпированной системой.

Эти проблемы, конечно, не новые. И я их сознавал с первого дня своего премьерства. Но, тем не менее, я, опираясь на ценности ненасильственной, народной, бархатной революции, происшедшей год назад, считал, что каждый человек должен иметь возможность участия в строительстве новой Армении, внести свой вклад в него, в том числе по части предоставления судебной системе шанса завоевать доверие народа конкретными шагами.

Я также надеялся на то, что  многочисленные судьи, понимая, что их прежняя судебная деятельность и система ценностей  не соответствуют стремлениям новой Армении, что не дает им право выносить вердикты во имя Армении, подадут в отставку. Однако этого не произошло и текущую возможность обрести доверие народа к судебной системе считаю исчерпанной.

Мы не можем смириться с данной ситуацией, потому что, как я уже сказал, это проблема для стабильности, нормальной жизни и национальной безопасности страны. Это также проблема для дальнейшего экономического развития, поскольку судебная система, которой не доверяют, является прямым препятствием в вопросе улучшения инвестиционной ситуации республики. А значит настало  время для хирургического вмешательства в судебную систему. Этот процесс же должен быть выражен в следующем:

1.Все действующие в Армении судьи должны быть подвергнуты vetting-у.  То есть у общественности должна быть полная информация о политических связях судьи и их происхождении, имущественном состоянии, личных и профессиональных качествах в статусе судьи и до этого.

2. Все судьи, по судебным решениям которых ЕСПЧ зафиксировал грубое нарушение прав, должны подать в отставку, уйти или же лишиться должности.

3. Все те судьи, которые в глубине души знали, что не могли быть беспристрастными и объективными, должны подать в отставку, тем самым сослужив важную службу Армении и ее народу.

4. Сейчас уже внедрение механизмов переходного правосудия является жизненной необходимостью для Армении, и работы в этом направлении  за последние 7-8 месяцев должны быть обобщены в течение 1-2 месяцев.

5. В Национальном Собрании должна быть проведена соответствующая законодательная работа для реализации этой жизненно важной повестки и создания действительно независимой гарантированной судебной системы в Армении. Если для этого необходимо будет внести конституционные поправки, мы должны пойти на этот шаг, если потребуется провести референдум, мы должны пойти и на эти решения.

Вся эта работа должна вестись в сотрудничестве с представителями международных авторитетных организаций. Достаточно длительное время  мы обсуждаем всю эту повестку с представителями ООН, СЕ,ОБСЕ, МВФ, ВБ, и я надеюсь, что все наши международные партнеры встанут рядом с Арменией, поскольку мы хотим иметь действительно независимую, объективную судебную систему, основанную на верховенстве права и соответствующую ведущим стандартам цивилизованного мира. В этом вопросе мы должны сотрудничать и с представителями гражданского общества, общественных организаций, экспертного общества Армении. Хочу подчеркнуть, что  пришло время для четких, доверительных, институциональных решений в сфере борьбы с коррупцией. Существование действительно независимой и беспристрастной судебной системы является жизненно важным для Армении, и отсутствие подобной системы является угрозой номер один для страны. И быстрое решение данной проблемы является общественным, всенародным требованием», - заявил Пашинян.

По его словам, революция любви и солидарности развалила коррупционную систему, и она не сможет смириться с каким-то иным итогом, кроме полной и безоговорочной капитуляции коррумпированной системы. «Что касается судебной системы, то хочу сказать, не может быть судебной системы, власть которой не исходит из интересов народа. Вторая статья Конституции четко гласит: «Власть в Республике Армения принадлежит народу. Она осуществляет свою власть при помощи свободных выборов, референдумов, а также органов государственного и местного самоуправления и должностных лиц, что предусмотрено Конституцией». Следовательно, в стране не может быть власти, в том числе судебной, которая не представляет народ, власть которой не исходит из его интересов.  Как глава кабмина считаю себя гарантом власти народа в Армении. И я намерен осуществить необходимые шаги для гарантирования этой власти, вплоть до обращения при необходимости к непосредственной поддержке народа.

И в этом контексте считаю необходимым  прокомментировать свой призыв относительно заблокирования с  сегодняшнего с утра всех входов  в суды. Основным символом данной акции является то, что в Армении не может быть судебной системы, которая не пользуется доверием народа, в противном случае даже самое обоснованное решение народ воспримет как оскорбление, поскольку судебные решения выносятся во имя Армении, то есть от имени народа Армении. И такие решения могут принимать только такие люди, которые имеют институциональное право выступать от имени Армении, то есть имени народа.

Дамы и господа, любимый народ, по итогам этого обсуждения я обращусь к нашим соотечественникам, заблокировавшим входы в суды, в прямом эфире на своей странице в Facebook с посланием . Спасибо за внимание».