В рамках фестиваля «Золотой абрикос» в зале KinoPark прошла ереванская премьера фильма «Дылда» молодого, талантливого режиссера из Нальчика Кантемира Балагова. И, пожалуй, это был один из самых ярких показов ереванской кинонедели.

Кстати, другая самобытная лента Балагова «Теснота» покорила пару лет назад Каннский кинофестиваль: публика была в восторге от автобиографичного фильма о еврейской семье в годы второй чеченской кампании. Так что, Кантемир Балагов в Каннах не новичок, а потому тем более ценен показ его картины в Ереване.

«Дылда»- это история двух молодых женщин служивших на фронте во время Великой Отечественной войны. В 1945-м они возвращаются домой в Ленинград и пытаются наладить мирную жизнь... Но не так-то это и просто: разруха и пустота не только вокруг героинь, но и внутри их самих. Балагов рассказал про Ию (Виктория Мирошниченко) и Машу (Василиса Перелыгина) настолько пронзительно и талантливо, что фильм был удостоен приза за лучшую режиссуру в секции «Особый взгляд» Каннского фестиваля.

Первоисточником «Дылды» стала серия интервью из нашумевшей книги «У войны не женское лицо» нобелевской лауреатки Светланы Алексиевич. Это другая война- война в которой есть и вынужденные аборты, убийством собственных детей ради выживания и прочие шокирующие подробности, о которых не принято говорить вслух.  Да и вообще, война в «Дылде»  хоть и осталась в прошлом, героини все еще живут ею и никак не могут отпустить:  душевные раны постоянно напоминают о себе... Еще одна любопытная деталь: история фильма выстроена на реальных событиях, но была переработана под художественное произведение...  

Фильм неоднозначный. Почему? Потому, что он и красивый, и пугающий, он веселит и удручает, развлекает и вгоняет в тоску. Он двойственен. Недаром режиссер выбрал для него две цветовые палитры- красную и зеленую. Все в этой картине играет оттенками этих двух цветов, а в финале они играют особое значение, так как переплетаются и указывают на то, что герои изменились.

«Дылда» - кино про войну и расцвет СССР, но, как отмечают критики, в нем нет ни одного символа эпохи. Нет и пафосного героизма: мужчины-солдаты не могут встать на ноги без помощи и без того вымотанных судьбой женщин. Эти же солдаты постоянно извиняются перед ними за войну... Только женщинам от этого явно не легче: они хотят строить свою мирную жизнь- внутри себя и вокруг. Только вот не очень получается.

После просмотра картины в KinoPark зрителям удалось пообщаться исполнительницей роли Маши Василисой Перелыгиной. Актриса призналась, что когда ей прислали сценарий она в него очень поверила. И даже расплакалась. «Что касается подготовки к роли, то мы смотрели фильмы и читали книги, которые нам задал Кантемир, встречались с бабушкой-блокадницей, - рассказала она. – Когда ты постоянно в этой теме,  постоянно думаешь о чем то, то оно само собой в тебе просыпается, ты понимаешь, как и что играть. Твой персонаж становится живым и тебе от этого даже страшно»...

А самым сложным для Василисы было показать в своей героине Маше девочку- ту самую, которая носит платьица, хочет быть такой же женственной, какой была до войны...

Норайр Назарян