Некоторые американские чиновники считают, что корень проблемы того, почему  администрации Трампа  не удалось убедить Турцию не покупать российскую систему C-400, кроется в попытке госпереворота в Турции три года назад, пишет Reuters.

Хотя они признают, что ухудшение отношений США с Турцией в последние годы и растущее влияние России на Анкару, возможно, также помогли Турции склониться к покупке системы С-400, три американских чиновника и источник в системе обороне сообщили Reuters о другой рабочей теории, которая получила распространение в администрации Трампа.

По словам этих чиновников, одна из причин, по которой Эрдоган решил купить системы именно у России, а не у другого члена НАТО, заключается в том, что он возможно опасается собственных военно-воздушных сил, которые сыграли важную роль в попытке переворота 15 июля 2016 года.

Эксперты считают, что  С-400, которые Турция будут лучше отражать любые атаки на турецкое правительство с его собственных самолетов, чем американская система Patriot.

Ракеты Patriot компании Raytheon Co, которые предлагались Турции, имеют гарантии, позволяющие избежать «дружественного огня» против других военных самолетов НАТО, таких как самолеты турецких ВВС.

«Вы должны спросить себя: зачем Эрдогану действительно нужна русская система?» сказал один из чиновников США. «Он не доверяет своим военно-воздушным силам».

Два других должностных лица США и источник в сфере обороны,  выдвинули ту же теорию о возможной мотивации турецкого лидера.

«Ходят слухи, что он хочет (российскую) систему, чтобы  просто защитить себя. Он не хочет интегрированной в НАТО системы», - сказал один из чиновников.

Высокопоставленный турецкий чиновник отрицал, что обеспокоенность по поводу вооруженных сил была мотивирующим фактором в решении. «Турцию не беспокоит очередная попытка переворота, и она доверяет собственной армии и пилотам», - заверил он.

Другой турецкий чиновник, сказал, что Анкара всегда хотела купить Patriot, но была вынуждена обратиться к России.

Сам Эрдоган заявил, что Турция купила С-400, потому что Россия заключила с ним более выгодную сделку, и турецкие чиновники требовали от Соединенных Штатов жестких условий в отношении ценообразования Patriot, совместного производства и передачи технологий.

Президент Дональд Трамп публично защищал Эрдогана, говоря, что Анкара выбрала российскую систему только потому, что предшественник Трампа, Барак Обама, не смог предложить ему жизнеспособную альтернативу США.

Но покупка Турции расстроила Вашингтон.   Пентагон, который рассматривает С-400 как угрозу для самого современного истребителя-невидимки в своем арсенале, F-35, объявил накануне, что Соединенные Штаты откажутся от планов продажи этих самолетов Турции.

Пилоты турецких военно-воздушных сил сыграли главную роль в неудачном путче, угрожая угрожали правительственному самолету, на котором летел Эрдоган.

В июне бывший глава ВВС Турции Акин Озтурк был приговорен к пожизненному заключению за участие в перевороте. Только в этом месяце турецкие прокуроры распорядились арестовать еще 176 военнослужащих по этому делу.

Другой представитель США описал встречу 2018 года с американскими чиновниками, на которой турецкие коллеги, говоря о покупке новой системы противовоздушной обороны, назвали свои ВВС одной из главных угроз безопасности, с которыми сталкивается страна.

«Турецкий чиновник заявил, что главная угроза правительству остается со стороны собственных ВВС Турции, которые эксплуатировали самолеты НАТО, атаковали правительственные объекты и пытались убить президента Эрдогана во время попытки государственного переворота в июле 2016 года», - сказал источник. «А система С-400 разработана для противодействия самолетам НАТО», - отметил он.

Безусловно, даже сторонники этой  признают, что за  покупкой С-400  наверняка стояли и другие факторы.

Среди них растущая мощь России на Ближнем Востоке, раскол между Анкарой и Вашингтоном в связи с войной в Сирии и даже собственное чувство гордости Эрдогана перед лицом давления США на отказ от своей сделки с Россией.

Эрдоган также был возмущен отказом Вашингтона выдать Фетуллу Гюлена, мусульманского священнослужителя из Пенсильвании, который, по словам Турции, спровоцировал переворот. Гюлен отрицает причастность.