Для Армении коридор для приемлемой и объяснимой комплементарности во внешней политике чрезвычайно сузился. Об этом заявил второй президент страны Роберт Кочарян в интервью газете «Голос Армении», отвечая на вопрос о том, что политологи (в том числе российские) все чаще увязывают его аресты с некими обещаниями премьер-министра западным элитам относительно ослабления российского влияния на Армению и как, на его взгляд, выглядит ситуация в контексте глобального политического противостояния Россия - Запад?

«Это осложняет жизнь властей, которые «поменяли» геополитические ориентиры за одну ночь. При этом они продолжают думать по-прежнему, но вынуждены притворяться, имитировать искренность, что далеко не всегда получается. Отсюда и исходят политическое двурушничество, размазанные геополитические ориентиры, постоянные проколы и, как следствие, неполноценные отношения с партнерами. Невозможно успешно делать то, во что не веришь и в чем не убежден», - отметил Роберт Кочарян.

Отвечая на вопрос об увеличении роли турецко-азербайджанского фактора в грузинской экономике и новых сложностях в отношениях США и Ирана, что содержит вызовы нового качества для будущего Армении и Арцаха, и готова ли наша страна противостоять этим вызовам или мы можем окончательно утратить возможность развития, экс-президент  заметил, что надо задать себе прямой вопрос: что нужно Армении, чтобы стать влиятельным игроком в нашем регионе? «Чем мы интересны, в чем наши преимущества перед соседями? Где наши проблемы? Честный ответ будет явно неутешителен. Мы зажаты между четырьмя странами. С Турцией и Азербайджаном у нас отношения, мягко говоря, не сложились. Иран - в черном списке у США, под постоянным санкционным давлением. Грузия активно стремится в геополитический альянс, конфликтующий с тем, где Армения прописалась, и от которого мы географически оторваны грузинской территорией. У нас небольшое стареющее население при стабильно ухудшающейся демографической ситуации, что лишает нас эффекта масштабной экономики. Проблемные отношения с двумя из четырех соседей не позволяют стать региональной либеральной площадкой для широкого спектра разного рода сервисов. Мы не обладаем сколь-либо значительными природными ресурсами, делающими нас привлекательными для крупных транснациональных корпораций. У нас небольшая территория, и нас легко обойти новыми коммуникациями. Имеющиеся транспортные проблемы влияют на себестоимость продукции и сильно сужают возможные сегменты индустриального развития. Унаследованный от СССР технически грамотный человеческий капитал, необходимый для развития наукоемкой индустрии, безвозвратно растрачен. Участие диаспоры в экономическом развитии Армении имеет явную тенденцию к сокращению. Диаспора ассимилируется в странах пребывания в силу как объективных мотиваций второго и третьего поколения эмигрантов, так и эрозии национальной идеи под давлением глобализации. По тем же причинам слабеют традиционные институты самоорганизации армянских общин. Добавьте к этому перечню проблему карабахского урегулирования. Это неполный список вызовов, стоящих перед страной. Можно ли их решать, опираясь на популизм и лозунговую болтовню? Очевидно, что нет, и для их преодоления нужны сверхусилия, сверхорганизованность и сверхкомпетентность. Мы должны быть исключительно эффективны во всем, что делаем, а делать мы должны только то, что двигает нас вперед. Сегодня нет никаких признаков того, что власть адекватно понимает всю сложность стоящих перед страной задач», - заявил Роберт Кочарян.