Объединенные Арабские Эмираты финансируют военного лидера, пытающегося свергнуть признанное ООН правительство Ливии. Они помогают возглавить коалицию государств, осуществляющих экономическую блокаду Катара, несмотря на призывы США разрешить спор. Они наняли бывших сотрудников Агентства национальной безопасности США (АНБ) в качестве элитных хакеров для шпионажа, в том числе, за американцами, пишет Reuters.

И все же, что крайне необычно, Центральное разведывательное управление США (ЦРУ) не шпионит за ОАЭ, сообщили Reuters три бывших сотрудника ЦРУ, знакомые с этим вопросом. Ряд критиков называют это опасной близорукостью американской разведки.

Позиция ЦРУ не нова. Изменилась сама природа действий крохотного, но влиятельного члена ОПЕК на Ближнем Востоке и в Африке - ведение войн, проведение тайных операций и использование своего финансового влияния для изменения региональной политики таким образом, что это часто противоречит американским интересам, говорят источники и эксперты по внешней политике.

Неспособность ЦРУ адаптироваться к растущим военно-политическим амбициям ОАЭ равнозначна «неисполнению обязанностей», сказал сотрудник ЦРУ.

Разведывательное сообщество США не игнорирует ОАЭ полностью. АНБ осуществляет электронное наблюдение - менее рискованный вид сбора разведывательных данных с более скромными результатами - внутри ОАЭ, сообщили два источника. ЦРУ сотрудничает с разведкой ОАЭ в области обмена разведданными об общих врагах, таких как Иран или «аль-Каида».

Но ЦРУ не собирает «человеческие разведданны»” - самую ценную и труднодоступную информацию - от информаторов из ОАЭ, сообщили  три бывших сотрудника ЦРУ.

ЦРУ, АНБ и Белый дом отказались комментировать вопросы шпионажа США за ОАЭ. Министерство иностранных дел ОАЭ и посольство США не ответили на запросы о комментариях.

По словам бывших сотрудников разведки, такая практика относит ОАЭ к чрезвычайно короткому списку стран, в которых ЦРУ применяет подобный подход. В их число входят еще четыре члена разведывательной коалиции под названием «Пять глаз»: Австралия, Новая Зеландия, Великобритания и Канада.

По словам бывших сотрудников ЦРУ, американская разведка собирает информацию почти во всех других странах, где Соединенные Штаты имеют значительные интересы, включая некоторых ключевых союзников.

Ярким контрастом с ОАЭ может выступать Саудовская Аравия - еще один влиятельный союзник США на Ближнем Востоке, который добывает нефть и покупает американское оружие. По словам двух бывших сотрудников ЦРУ и бывшего разведчика одной из стран Персидского залива, Саудовская Аравия, в отличие от ОАЭ, часто становится мишенью для ЦРУ. По словам источников, сотрудники саудовской разведки поймали нескольких агентов ЦРУ, которые пытались завербовать местных чиновников в качестве информаторов.

Саудовские разведслужбы не жалуются публично на попытки шпионажа со стороны ЦРУ, но в частном порядке встретились с начальником американской резидентуры в Эр-Рияде, чтобы попросить его тихо выслать из страны замешанных в инциденте сотрудников ЦРУ, сказал бывший разведчик одной из стран залива.

Роберт Баер, бывший агент ЦРУ и писатель, назвал нехватку человеческих разведданных из ОАЭ «провалом», когда говорил об этом с Рейтер. Американским политикам, по его словам, нужна самая точная информация о внутренней политике и вражде внутри семей в ближневосточных монархиях.

«Если ты гордишься тем, что являешься всемирной службой, это провал, - сказал он. - Королевские семьи имеют решающее значение».

Бывший чиновник администрации президента США Дональда Трампа сказал, что отсутствие разведданных об ОАЭ вызывает тревогу, поскольку арабская монархия действует как «страна-угроза» в таких стратегических государствах, как Ливия и Катар, а также за их пределами в Африке.

В Судане ОАЭ потратили годы и миллиарды долларов, поддерживая президента Омара Хасана аль-Башира, который долгое время находился у власти, а затем оставили его и поддержали свергнувших его в апреле военных. В июне силы безопасности нового правительства убили десятки протестующих, которые выступали за гражданское правление и выборы. ОАЭ также создали военные базы в Эритрее и самопровозглашенной Республике Сомалиленд.

«Переверните любой камень на Африканском Роге и найдете там ОАЭ», - сказал бывший чиновник администрации Трампа.

ОАЭ утвердились как финансовая и военная держава в регионах, «удаленных от их ближайших соседей», сказала Сара Лиа Уитсон, исполнительный директор отделения Human Rights Watch на Ближнем Востоке и в Северной Африке.

«Будь то Сомали, Эритрея, Джибути или Йемен, ОАЭ не спрашивают разрешения», - сказала она.

В Йемене ОАЭ и Саудовская Аравия возглавили коалицию наций, ведущих борьбу с  повстанцами хуситами, но недавно ОАЭ начали вывод войск, попав под огонь международной критики из-за воздушных ударов, в результате которых погибли тысячи гражданских лиц, и гуманитарного кризиса, который поставил миллионы людей на грань голода. Конгресс США недавно принял резолюции о прекращении поставок оружия в Саудовскую Аравию и ОАЭ, но Трамп наложил на них вето.

По данным Центра за ответственную политику, с 2017 года правительство ОАЭ потратило на лоббистов в США $46,8 миллиона.

Один из трех бывших сотрудников ЦРУ, знакомых с деятельностью агентства в ОАЭ, сказал, что сбор разведданных о правительстве арабского государства необходим по причинам, выходящим за рамки регионального вмешательства. ОАЭ укрепляют связи с Россией, включая широкое стратегическое партнерство, соглашение о котором было подписано в прошлом году ради сотрудничества в области безопасности, торговли и на рынке нефти, а также с Китаем, куда наследный принц Абу-Даби и фактический правитель ОАЭ шейх Мухаммед бен Заид совершил в прошлом месяце трехдневный визит для участия в экономическом форуме ОАЭ-Китай.

Однако некоторые эксперты по национальной безопасности считают, что интересы США и ОАЭ в достаточной степени согласованы, чтобы объяснить отсутствие шпионажа.

«Их враги - наши враги», - сказал Норман Рул, бывший сотрудник ЦРУ, имея в виду Иран и «аль-Каиду».

Наследный принц Абу-Даби контролирует внешнюю политику ОАЭ вместе с небольшой группой советников. Советником по национальной безопасности он назначил своего получившего образование в США брата шейха Тахнуна бен Заида, фаната смешанных единоборств, владеющего конюшней арабских скакунов. Его сын, шейх Халид бен Мухаммед, руководит обширной внутренней сетью наблюдения.

Рост интервенционизма ОАЭ приходится на 2011 год. Массовые протесты с требованием демократизации во всем регионе во время так называемой «арабской весны» вызвали в элите ОАЭ беспокойство сохранением собственной власти, сказала Джоди Виттори, бывший офицер разведки ВВС, ныне сотрудник Фонда Карнеги за международный мир.

Как и многие королевские семьи Персидского залива, лидеры ОАЭ рассматривали демонстрации как угрозу монархическому правлению в регионе. С тех пор они боролись с подъемом политического ислама и «Братьев-мусульман» - международной исламской партии, которая ненадолго пришла к власти в Египте после протестов 2011 года, приведших к свержению президента Хосни Мубарака.

ОАЭ прекратили оказывать финансовую поддержку Египту, когда в 2012 году президентом был избран кандидат «Братьев» Мухаммед Мурси, но после того как год спустя армия Египта свергла Мурси, возобновили отправку миллиардов долларов помощи.

Виттори из Фонда Карнеги признала наличие общих целей у США и ОАЭ, но сказала, что эти интересы расходятся, поскольку монархия ОАЭ сосредоточена на самосохранении.

 «Когда целью является выживание режима любой ценой, - сказала она, - это не то, что будет совпадать с интересами США».