Мирная «бархатная революция» в Армении в мае 2018 года подтолкнула нынешнего премьер-министра Никола Пашиняна к власти на платформе содействия прозрачности и ответственности за коррупцию. Благодаря убедительной победе бывшего рядового протестующего на последующих всеобщих выборах в декабре прошлого года он получил парламентское большинство для проведения существенной законодательной реформы, пишет Лорд  Гарнье в своей статье на британском ресурсе Capx

«Эти события широко приветствовались международными наблюдателями. В последнем отчете Freedom House «Свобода в мире» Армения была названа третьей  страной по совокупному улучшению политических прав и гражданских свобод в 2018 году.

Однако спустя год после революции хрупкость этого прогресса стала очевидной, так как правительство, по-видимому, отказалось от своих обязательств по поддержанию правопорядка и обеспечению политически независимой судебной системы.

В мае этого года Пашинян опубликовал в Интернете видео с призывом к своим сторонникам блокировать суды по всей стране, в результате чего тысячи демонстрантов окружили здания суда. Мониторинговая комиссия ПАСЕ по Армении, омбудсмен по правам человека  Армении и посольство США в Ереване осудили эту акцию.

Поводом для  политического вмешательства против независимой судебной власти стало решение суда об освобождении второго президента Роберта Кочаряна под залог. Бывший президент Армении  - один из политических соперников Пашиняна, который был задержан в рамках расследования его решения в 2008 году объявить чрезвычайное положение в связи с массовыми протестами против выборов его преемника Сержа Саргсяна.

Прозрачное и независимое расследование беспорядков 2008 года приветствуется всеми международными наблюдателями, которые надеялись стать свидетелями зарождения нового либерализма в Армении. Это полностью соответствует заявленным принципам как «бархатной революции», так и правительства, которое она установила.

В июле ССС провела обыск и конфисковала содержимое офиса  судьи Давида Григоряна, , который распорядился освободить Кочаряна.

В настоящее время Кочарян остается под арестом. В начале сентября Конституционный суд постановил, что арест Кочаряна противоречит Конституции, поскольку  не учитывает правовой иммунитет нынешних и бывших высокопоставленных армянских чиновников от судебного преследования. Однако апелляция об отклонении обвинений по этим основаниям была отклонена. За день до этого спикер парламента заявил, что решение Конституционного суда является незаконным - настроение, поддержанное премьер-министром Пашиняном. Не верится, что эти события не отразились на  решении нового судьи  по делу Кочаряна Анны Данибекян.

Кроме того, 4 октября парламент Армении проголосовал за то, чтобы лишить главу Конституционного суда Грайра Товмасяна полномочий. Несмотря на то, что иск был в конечном итоге отклонен Конституционным судом,  дебаты велись  под руководством парламентской фракции  «Мой шаг», которая утверждала, что у Товмасяна возник конфликт интересов в деле Кочаряна из-за его личных связей с бывшей правящей Республиканской партией.

Сторонники правительства могут утверждать, что агрессивная встряска судебной власти находится в пределах компетенции радикального реформистского правительства. Тем не менее, с такими значительными обвинениями в неправомерном влиянии с обеих сторон, эти судебные стычки усиливаются, и похоже, что они угрожают перерасти в нечто гораздо более зловещее. Поэтому трудно сформировать позитивную картину страны, успешно реформирующей и завоевывающей доверие как внутри страны, так  и международного сообщества.

Армения сейчас находится на критическом этапе. Страна становилась редким маяком либерально-демократических ценностей в то время, когда угроза возврата к авторитаризму вырисовывалась в Евразии так же велика, как и где-либо еще в мире. Международное сообщество должно привлечь правительство Армении к ответственности для поддержание правопорядка и соблюдение руководящих принципов революции, которая недавно привела его к власти».