Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган прибывает в Белый дом 13 ноября на фоне напряженности в отношениях США и Турции, пишет Washington Examiner

Однако больше всего эта напряженность будет ощущаться в 200 милях к северу в горах Поконо, где проживает исламский проповедник Фетхулла Гюлен, который поставил перед собой задачу пропагандировать умеренное, модернизирующее лицо ислама миллионам последователей по всему миру - или человек, замышляющий свергнуть Эрдогана, в зависимости от вашей точки зрения.

Эрдоган годами добивался выдачи священнослужителя. И теперь, после наступления Анкары на северо-восток Сирии, угрозы санкций США, сторонники Гюлена опасаются, что он может стать  пешкой в большей игре.

«Мы очень обеспокоены», - сказал Алп Асландоган, исполнительный директор Альянса за общие ценности и союзник Гюлена. «Мы знаем, что американо-турецкие отношения очень важны для Вашингтона.  Турция обладает очень ценными активами и способствует важным операциям, и мы очень обеспокоены тем, что правительство Эрдогана использует это в качестве рычага для исполнения политических желаний».

Гюлен мало известен в США, его никогда не видели за пределами  своего поместья  в Сейлорсбурге, где он живет с 1999 года.

Несмотря на сдержанность, его присутствие затронуло окружение Трампа и бросило тень на региональную политику.

Турция утверждает, что Гюлен был руководителем неудачного государственного переворота в 2016 году.  Асландоган сказал, что Гюлен всегда отрицал какую-либо причастность к перевороту и готов подчиниться независимому международному расследованию. «Это был показательный переворот, призванный обеспечить прикрытие для зачистки противников», - считает он.

Старший научный сотрудник немецкого фонда Маршалла Ник Данфорт  считает, что сторонники Гюлена  были вовлечены в переворот и, возможно, играли руководящую роль.

«Тем не менее, турецкое правительство не представило конкретных доказательств, связывающих самого Гюлена непосредственно с переворотом,  которые были бы необходимы для обеспечения экстрадиции в суде США», - сказал он.

Эрдоган нашел влиятельных союзников, преследуя священнослужителя-затворника.

Бывший советник Трампа по национальной безопасности Майкл Флинн был лоббистом бизнесмена, связанного с правительством Эрдогана. В статье, посвященной Дню выборов, он назвал Гюлена «радикальным исламистом».

Уход Флинна, не помешал адвокату Руди Джулиани впоследствии заняться этим делом,  часто поднимая этот вопрос во время визитов в Белый дом.

В прошлом году появились сообщения о том, что администрация Трампа рассматривает возможность экстрадиции Гюлена для нормализации отношений на Ближнем Востоке. Но план использовать Гюлена, обладателя грин-карты с правом проживания в США, чтобы убедить Эрдогана ослабить давление на Саудовскую Аравию после убийства журналиста Джамаля Хашагджи, не увенчался успехом.

Тем не менее, региональные эксперты ожидают, что этот вопрос будет вновь поднят в ходе встречи Трампа и Эрдогана.

Напряжение в отношениях Вашингтона и Анкары обусловлено и другими проблемами.

Палата представителей  недавно разозлил Анкару, официально признав резню 1,5 миллиона армян в 1915 году Геноцидом. А в воскресенье советник Трампа по национальной безопасности заявил, что к Турции будут применены санкции, если она не откажется от российских систем обороны С-400.