С героем Карабаха, генерал-лейтенантом Виталием Баласаняном Новости Армении – NEWS.am побеседовало о состоявшихся общегосударственных выборах, поствыборной ситуации и предстоящих процессах.

Общегосударственные выборы в Карабахе завершились. Какова ваша оценка? Существует мнение о том, что избрание Араика Арутюняна президентом и итоги парламентских выборов нелегитимные, и нужно вести уличную борьбу. Но есть и другое мнение, согласно которому, состоялись практически безупречные, конкурентные выборы, Арутюнян обладает высокой легитимностью и получил более высокий процент доверия (88%), чем даже Никол Пашинян на этапе революционной эйфории.

Это две крайне разные оценки, от которых я воздержусь. Нам не нужны ни потрясения, ни застой. Что касается легитимности, то она определяется не только процентами, объявленными ЦИК, но и результатами работы. Все очень условно.

Ваши ожидания по части выборов оправдались?

Естественно, нет, но мы принимаем к сведению результаты выборов и надеемся, что предвыборные обещания будут не просто красивыми словами, упомянутыми лишь в буклетах или на видеороликах. Политические игры сейчас второстепенные, и меня они не интересуют. Для обсуждения темы уточнения политических взаимоотношений, процентов и многочисленных проблем, зарегистрированных во время выборов, еще будет повод. Но это потом. Сейчас имеются очень серьезные вызовы, которые были проигнорированы до 31 марта, и по большому счету остаются без внимания и сейчас. Именно об этом надо говорить и думать.

Что имеете в виду?

Как известно, я и возглавляемая мною партия «Справедливость» были первыми, кто заявил об опасности распространения коронавирусной эпидемии. Мы призвали объявить в республике режим ЧП, рассмотреть возможность отложить выборы и заняться решением вопросов здравоохранительной безопасности нашего народа. Власть, к сожалению, не прислушалась к нашим призывам. Выборы состоялись, тогда как во всем мире откладываются многочисленные мероприятия, в том числе выборы. В конце концов, был и опыт Армении, когда в республике отменили референдум.

Какие бы ни были применены мероприятия по безопасности, все равно поток больших групп людей к избирательным участкам должен был стать причиной распространения инфекции. Так и произошло, второй тур президентских выборов совпал с обнаружением инфицированных коронавирусом. Неслучайно участие избирателей во втором туре президентских выборов было несравнимо низким. Как бы то ни было, ответственность за дальнейшее развитие событий лежит на действующей власти и на всех тех силах, которые руководствовались другими расчетами. Надеюсь, что теперь они всей силой присоединятся к выполнению необходимых работ. Сейчас вопрос обеспечения здравоохранительной безопасности становится задачей номер один. В этом плане я готов приложить все усилия, чтобы помочь решить данную проблему.

Возглавляемая вами сила попала в парламент. В нем представлено 5 сил, и ни одна из них не имеет контрольного пакета для единоличного назначения кабмина. Партии, возглавляемой президентом Арутюняном, не хватает одного мандата, чтобы сформировать Правительство без коалиции. Какой в итоге будет картина, на ваш взгляд?

Не собираюсь участвовать в торге должностей и не могу сказать, какая, в конце концов, сложится картина. Сразу же после первого тура президентских выборов я сказал, что не стану поддерживать никого из кандидатов, прошедшего во второй тур.

Сейчас самое важное – недопущение распространения инфекции. Необходимы компетентные и эквивалентные решения. Мы в силу полученных нами голосов заставим власти работать. А все остальное время расставит по своим местам.

И о самом важном. Глава МИД России Сергей Лавров выступил с сенсационным заявлением. Он сказал, что с участием Армении и Азербайджана обсуждается поэтапный вариант решения карабахского конфликта, согласно которому армянская сторона должна уступить территории, ожидая в будущем разблокировку транспортных путей. Какова ваша точка зрения на этот счет?

Я об этом говорил много раз. Меня обвиняли в том, что я  даю крайние оценки. Ну, пусть сейчас дадут объяснения официальный Ереван, а также Степанакерт. Ведь говорилось, что мнения одинаковые.

На эту тему должны высказаться и парламентские фракции Арцаха, все те люди, которые работают на публичном поле. Все должны высказаться, без формальностей и двусмысленности.

Для меня ясно одно: в 1997–1998 годах мы отказались от злосчастного поэтапного варианта.  С тех пор и по сей день ничего не изменилось. Формула «территории в обмен на мир или открытые коммуникации» неприемлема. У нас нет зоны безопасности или районов вокруг Арцаха. У нас нет территорий, подлежащих торгу.

Армянский народ начертил границы Арцаха во время войны, а в дальнейшем армянство Арцаха конституционно закрепило их. Тот, кто согласится с поэтапным вариантом, который ведет к капитуляции, повторит судьбу агитатора этого плана в 1998 году. Победа не продается!