Смотрю на графики по COVID-19 в Армении, слежу за данными каждый день...Как я уже говорил, у страны были два реальных, но, к сожалению,  упущенных шанса покончить с этой эпидемией. Первая возможность была - ввести карантинные меры сразу же по обнаружению коронавируса в стране, то есть 1 марта. Об этом на своей странице в социальной сети Facebook написал ученый, профессиональный вирусолог и генетик, профессор вирусологии при Университете  Монреаля (Université de Montréal,  Québec,  Canada) Левон Абрамян.

Абрамян пишет: «Я просил об этом руководство Армении. Второй шанс был - продержать строгие меры социального дистанцирования и карантина до конца апреля, потому что в первой трети апреля наблюдался спад Ro. То есть эпидемия шла на убыль, но нужно было потерпеть, и к концу апреля страна была бы почти свободна от вируса. К сожалению, индекс активности, а другими словами - показатель несоблюдения социального дистанцирования, плюс административные ошибки - всё это вместе привело к новому росту количества инфицированных. Если учитывать,  что при тестировании 1000 человек в день, которое достигнуто минздравом лишь недавно, отношение позитивных результатов к количеству тестов составляет в среднем практически 20%, это означает, что инфицированных на самом деле намного больше. Цифру говорить не буду, потому что она теоретическая,  и не хочу никого пугать.

Конечно же, с грустью, но приходится констатировать, что потеря контроля над эпидемией - это результат неэффективной работы руководства. Обвинять население за несоблюдение правил социального дистанцирования - несправедливо. Я уже писал и говорил по радио об этом и не один раз. Кроме личных образования, самосознательности и самоконтроля, людям необходимы достойные примеры подражания, лидеры, на которых хочется равняться. Мог же Пашинян поднять тысячи людей на захват зданий,  перекрытие улиц, «революцию» и другие незаконные  действия. Почему же он и его команда не показали пример социальной ответственности и сознательности в критическую минуту? Они почивают на лаврах революции, забавляются сладостью  власти и вседозволенности, только им «дарованной». Шоумены и вчерашние выпускники NGO у власти. Лайвы, зарубежные поездки за госсчет, премии, байки и хаханьки, разбавленные немного потасовками в парламенте. Кто будет отвечать за провал карантинных мероприятий, -  я спрашиваю?

Вместо того, чтобы купить немецкие тесты по 1.5$ уже в марте и масштабно тестировать население, правительство идёт на очередную авантюру, вдохновлённые директором Института Молекулярной Биологии - купить сырьё из Китая, расфасовать по пробиркам и иметь свой тест. Пашинян , конечно же не специалист по биомедицинским тестам. Тут его вина минимальная - он легко «купился» на идею иметь свой тест, и ему, наверняка,  сказали что так дешевле будет, пообещали, что сделают это быстро, а главное - главное это тот пропагандисткий шум вокруг своего теста, от которого можно было бы долго получать дивиденды. Но министр Торосян, который как будто выучился на медика и что-то там по гигиене и санитарии специализировался, он должен был бы понимать что сделать тест-кит, даже из чужого сырья, - это не «два пальца об асфальт». Или он так учился?

Директор ИМБ, Арсен Аракелян,  насколько мне известно, никогда не занимался изготовлением тестов. Возможно, он даже не слышал что такое GMP (Good Manufacturing Practices), и GLP  (Good Laboratory Practices). Но, тем не менее,  уже раза 3-4  я видел его интервью, в которых он показывал холодильники, пробирки и застекленную комнату, в которой они собираются расфасовывать по пробиркам сырьё. Делать это, всё-таки будет не он, а персонал. Я верю в искренность этих мальчиков и девочек, которых поставят на монотонную ручную расфасовку первичного сырья по пробиркам. Они будут стараться, и к ним - нет никаких претензий. Но они - скорее всего невольные жертвы некомпетентности  начальников.

Давайте посмотрим на цифры. Я не буду нагружать читателя профессиональными терминами и объяснениями, почему неверно и недопустимо, чтобы такой тест готовился в «домашних» условиях. В том что я прав, вам подтвердит любой молекулярный биолог, который имеет профессиональные знания о том что такое диагностический кит, или биотехнологи, которые работали в биофарматевтических компаниях на изготовлении тестов.

И так,  было обещано 550 тысяч долларов на этот проект, и дело происходило больше двух месяцев назад. За это время, в национальных и международных СМИ, мистер Аракелян уже несколько раз с энтузиазмом рассказывал про тест, который будет сделан в институте. Кстати, к Институту я испытываю самые тёплые чувства. Где-то через месяц (точные даты можно легко установить), после первых заявлений, опять в госновостях Аракелян сообщил, что сырьё уже пришло из Китая. Интересная деталь, на одном зарубежном вебсайте, я прочитал,  что Аракелян ищет кто подарит роботизированный аппарат для расфасовки, автоматические пипетки, и т.д.

Как сказала один мой хороший друг по этому поводу, известный молекулярный биолог: ситуация напоминает - у меня есть морковка,  давайте делать борщ.

Потом, ещё через месяц, то есть - где-то две недели назад, вновь появляется на голубом экране Аракелян, и сообщает что вторая часть сырья прибыла из Китая....Вот сейчас, вот скоро, если не найдём робот,  расфасуем вручную, будем работать в три  смены. Как он сообщил, 250 тысяч долларов уже потрачено на это сырьё, из которого он собирается сделать 100 тысяч тестов...

100 тысяч тестов, по 45-50 тестов в каждой коробочке, в каждой коробочке по 4 или 5 пробирок , по моим подсчётам.  То есть, считаем дальше: 2,000 коробочек, по 5 пробирок, то есть 10,000 операций умножить на 5 пробирок, получается 40-50 тысяч манипуляций  минимум. (На самом деле больше, но я упрощаю).

Но самое тяжёлое даже не это, дорогой читатель. 1. Любая ручная пипетка даёт погрешность, и эта погрешность у разных пипеток разная, а ещё она зависит от самого оператора. То есть, получить 100% униформный тест-кит вручную трудно. Почти невозможно. 2. Каждый раз, когда открывается бутылочка с исходным материалом (сырьём) - каждый раз возникает опасность контаминации, то есть загрязнения. А если загрянить случайно сырьё,  то наши 250 тысяч или какая-то их часть превращается в мусор - достояние мусорного ведра. А когда делается расфасовка вручную и необходимо эту бутылку с сырьём открывать по- многу раз,  биологическая стабильность сырья может пострадать и возможно загрязнение. Поэтому-то и существуют правила GMP и GLP. Загрязнение сырья даже микроскопическим количеством чего-то - приведёт к тому, что тысячи или даже десятки тысяч тестов будут давать неверные результаты - либо позитивные,  либо негативные. Разве нужно объяснять к чему это может привести? 3. Человек после монотонных и повторяющихся операций устаёт  и теряет бдительность. Поэтому, фасовать вручную медицинские молекулярные  тесты давно избегают. 4. Даже если мы допустим, что сырьё исключительно хорошее, любой тест должен пройти целый ряд испытаний, несмотря на то, что весь протокол того, как этот тест нужно делать давно опубликован. То есть, необходимо время, которого нет.

А теперь, поговорим о финансовой стороне проекта. Есть много стран, которые продают готовые тест-киты. Учитывая, срочность и  необходимость теста - его нужно было купить! Поражает щедрость власти на премии самих себе, и такая «экономия» в деле покупки тестов. Почти три месяца прошло, а аракеляновского теста всё  нет, а когда он будет - необходимо убедиться что тест не врёт.

В Германии, одна компания, в которой работают 30 человек, начала производство теста на коронавирус через день после опубликования генетической последовательности вируса. Я не оговорился  - на следующий день. Первые партии они послали в разные страны для испытаний и получили замечательные отзывы. С тех пор, через неделю, они производили миллионы тестов. Цена? 1- 1.5$ за тест, дамы и господа. Тест Аракеляна уже стоит не меньше 2.5$ за штуку, и это в случае, если не будет потерь сырья, если он будет достаточно чувствителен и чист, если...если... Неточности теста чреваты не только неверным диагнозом и лечением, они, в случае эпидемий, имеют гораздо большее значение. Речь идёт о национальной безопасности, планировании антиэпидемийных мероприятий на национальном уровне, соотечественники!

Я говорю об этом с болью и досадой. Такое ощущение,  что самые важные задачи в стране поручены и доверены дилетантам. Как можно ради пиара, ради того, чтобы заявить «у нас есть свой тест», ждать столь долго, и так недальновидно распоряжаться народными деньгами? «А у нас в квартире газ, а у вас?»

Зрелость и состоятельность лидера и правительства,  в целом, определяется не лозунгами и лайвами, а соответствием между обещаниями и их исполнением. Когда же они набалуются уже этой властью и сознанием своего величия?»