С 1988 года мы видели решение Арцахского вопроса на основе принципа самоопределения народов - и именно это является формулой решения вопроса. Азербайджан всегда пытался перенести вопрос в поле принципа территориальной целостности, которое для нас неблагоприятное поле. Об этом в интервью трем армянским телеканалам заявил второй президент Армении Роберт Кочарян.

«Конфликт не может быть решен в рамках этого принципа. Моя обеспокоенность обусловлена тем, что непонятно на основе каких принципов сегодняшние власти видят решение этого вопроса. Я не понимаю, что означает: «Арцах – это Армения и точка». Понятно, что это имеет какое-то аллегорическое значение для этих властей, но фактически Арцах превратился в область Армении.

И когда вместе с этим говорится, что решение должно удовлетворять все стороны конфликта, я пытаюсь понять, как совмещается формула «Арцах – это Армения и точка» с решением, которое должно удовлетворить все стороны. Я не могу найти точку, где пересекаются эти две формулы, проблема в этом. Я считаю, что именно это нитка оборвалась в последовательном и логичном содержании решения арцахского вопроса.

Очевидно, что Азербайджан не намерен отказываться от Карабаха, заявления со стороны властей и общественности этой страны не дают таких надежд. Кстати, с 88 года я не слышал ни одного заявления азербайджанца о том, что в итоге Карабах может и самоопределиться, иметь независимую государственность. Не было такого. Но формула этих властей подразумевает, что или Карабах должен отказаться от идеи независимости или Азербайджан должен согласиться с независимостью Карабаха. Нет ни того, ни другого. Я не вижу подобного намерения ни в Азербайджане, ни в Карабахе.

В связи с чем вопрос, на основе каких принципов будет решен этот конфликт. Мне это непонятно, и это очень беспокоит. Потому что мы даем сопредседателям широкий коридор для импровизации. Не случайно, что был реанимирован представитель азербайджанской общины, а в новой стратегии безопасности Армении не было слов Нагорно-Карабахская республика и народ НКР. Вместо этого есть население. И это очень интересно связывается с реанимацией представителя азербайджанской общины. Может совпадение, но весьма тревожное совпадение», - отметил Кочарян.

На замечание журналиста о том, что уже 2 года власти делают упор на том, что в переговорах должен участвовать представитель Арцаха и Армения не будет участвовать, пока не будет вовлечен представитель Арцаха, Кочарян отметил: сейчас мы говорим о заявлениях или фактах? «Такие заявления были, а затем длительные переговоры, которые, как оказалось, и не переговоры вовсе. Есть заявления и факты, которые не связаны друг с другом. Меня беспокоит все нелогичное, так как в нелогичных выступлениях я вижу либо преднамеренность, либо непонимание сути урегулирования вопроса. Оба варианта опасны».

На вопрос, что надо сделать на данном этапе, чтобы вернуться к формуле урегулирования на основе принципа самоопределения наций, Кочарян сказал, что надо просто прочитать декларацию о независимости НКР. «Все шаги в переговорах должны исходить из этой декларации. Потому что правовые основы формирования Республики Арцах неуязвимы. Повторюсь, надо вернуться к декларации независимости НКР, и все наши шаги должны исходить из этой декларации. И тогда у нас не будет проблем, мы не будем противоречить самим себе», - отметил он.

Второй президент Армении считает возможным возвращение к основной стратегии урегулирования. «Не думаю, что это возможно без потерь, будь то в переговорных позициях или потеря времени, но нельзя утверждать, что возврат невозможен. Мне кажется, власти начали кое-что понимать. Во всяком случае реакция на события в Тавуше показала, что они начали понимать, что делают что-то не то. Может быть это стало отрезвляющим фактором, поживем увидим».

Кочарян отметил, что не стоит драматично воспринимать заявление президента Азербайджана о бессмысленности переговоров с Арменией. «Переговоры лучше войны – это известная истина. Но поддаваться шантажу, а это шантаж, нельзя. Это тот случай, когда следует проявить принципиальность, даже в случае рисков. Да риск есть, но мы с 1988 года в рискованной ситуации. Нельзя поддаваться шантажу, не хотят переговоров, не будем их вести, когда поймут, что переговорам нет альтернативы, вернемся к диалогу. Нельзя становиться заложником таких капризов», - подчеркнул он.

На замечание журналиста о том, что «к стратегии национальной безопасности прикреплено послание премьер-министра, как часть документа, в котором есть слово об Арцахе, видимо, именно так компенсировано отсутствие термина «Республика Арцах» в стратегии, Кочарян заявил, что можно было прикрепить и видеоматериал лайфа или несколько видеоматериалов лайфа, при этом отметив, что это составляет часть стратегии. «Не понимаю форму подхода: есть стратегия, конкретный документ, который будет исследован в других странах, и там он будет принят как подход государства на будущие годы. Сейчас какое там выступление прикрепили к нему, что это за выступление, чье оно, все это уже не важно. Сегодня власти во всех вопросах хотят все начать с нулевой точки, но, наверное, вы заметили, что во всех этих вопросах они возвращаются к той точке, с которой приняли власть. Желание быть оригинальным ни к месту, желание все начать с нового листа не приведет ни к чему хорошему», - заключил экс-президент.