Адвокат бывшего генсека ОДКБ Юрия Хачатурова Мигран Погосян ходатайствовал о предоставлении на доступном ему языке материалов дела.

Адвокат перечислил нарушения, с которыми столкнулся подзащитный в период следствия. В первую очередь, речь идет о плохом владении Хачатуровым письменного армянского языка и то, как следственный орган выполнял свои обязанности по информированию обвиняемого на доступном ему языке о содержании обвинения, предоставив бесплатно перевод материалов дела. 

Права обвиняемого закреплены и международными конвенциями. «Однако следственный орган не выполнил это обязательство», - подчеркнул адвокат.

Пока господин Хачатуров не ознакомился на доступном ему языке с обвинением, он не может выразить свою позицию, отметил адвокат, добавив, что следствие своим поведением уже лишило Хачатурова возможности высказывать мнение по обсуждаемым вопросам и представлять позицию. То есть нарушено право Юрия Хачатурова на справедливое судопроизводство и защиту, констатировал адвокат.

В случае отказа (объем дела очень большой) адвокат просил предоставить перевод только оснований обвинения в отношении подзащитного.

Всего Хачатурову передано 76 томов в электронном виде. Однако ходатайство о предоставлении перевода следственный орган отклонил. Не было и предложений от следственного органа предоставить переводчика. Получив отказ, адвокат обжаловал решение в прокуратуре, где также сочли просьбу необоснованной. «Не мы должны просить, РА предъявляя обвинение, обязана сама позаботиться о соблюдении закона», - подчеркнул адвокат, добавив, что получено лишь обвинительное заключение на русском языке. Решение на русском об избрании меры пресечения не было предоставлено, отметил адвокат.

Как и следовало ожидать, обвинение в лице прокурора Петроса Петросяна с ходатайством не согласилось, несмотря на очевидность нарушения прав Юрия Хачатурова. Вместо этого  Петросян пустился в рассуждения о терминологии. Более того, по его словам, следственный орган предоставил перевод необходимых материалов, предоставил адвоката и переводчика, выполнил все свои обязательства и не может идти речь о нарушении прав обвиняемого. Аналогичного мнения придерживается прокурор Геворк Багдасарян.

Представители потерпевшей стороны также считают, что все требуемые формальности соблюдены. 

Выслушав стороны, судья Анна Данибекян отклонила ходатайство, констатировав, что следствие не было обязано предоставить перевод дела в полном объеме. Что касается требования предоставить некоторые документы, касающиеся оснований обвинения, то поскольку адвокат не указал, что именно нужно, то и тут суд не может удовлетворить ходатайство. Единственное, что ясно суду – Хачатурову не был предоставлен перевод решения об избрании меры пресечения, и готов исправить досадную ошибку. Таким образом, ходатайство будет удовлетворено частично. Адвокат выразил протест, заявив, что просит документы, касающиеся оснований обвинения, и суд своим решением, сославшись на устного переводчика, тем не менее ограничивает права Хачатурова на ознакомление с письменными документами. «Все это  дает нам основания полагать, что все действия направлены на то, чтобы Юрий Хачатуров не мог реализовать свои права, а суд проявил субъективное отношение, что дает основания для представления отвода судье», - заявил адвокат.  

Юрий Хачатуров отметил, что суд сам должен определить, какие документы необходимо передать. По его словам, ему необходимо готовиться к заседанию, вспомнить, что было в тот или иной день 12 лет назад, чтобы суметь защитить себя. Без письменных материалов это невозможно, и адвокат тут ему не может помочь. «судя по тому, какие решения Вы, уважаемая судья, принимаете по поводу выезда на могилу отца, Вы принимаете предвзятые решения. Не понимаю, почему Вы так плохо ко мне относитесь», - отметил Юрий Хачатуров. При этом он напомнил, что ему необоснованно предъявлено обвинение по  статье, предполагающей сговор (а президента видел 23 февраля и потом уже в суде) и 15 лет лишения свободы, а теперь еще и суд лишает возможности защищаться.

Адвокат Арам Вардеванян подчеркнул, что в Армении можно на пальцах пересчитать генерал-полковников. «Юрий Хачатуров посвятил жизнь армейскому строительству. И единственная просьба состояла в предоставлении материалов. Неужели наше государство не могло взять на себя такое «бремя»?», - отметил адвокат, но на этом месте был прерван истеричным протестом Седы Сафарян.

В заседании объявлен очередной пятнадцатиминутный перерыв.