Онлайн-армии самозваных саудовских патриотов на волне возглавляемого государством национализма атакуют критиков и тех, кого они называют «предателями» королевства, передает AFP. Их рост совпал с восхождением наследного принца Мохаммеда бен Салмана.

Тролли, искажающие политический дискурс, распространены во многих странах, но так называемые «кибер-мухи» Саудовской Аравии - агрессивные защитники государственной политики, которые часто выбирают изображения саудовских правителей в качестве аватара - становятся все более мощной силой.

В их сообщениях часто упоминаются саудовские спецслужбы, а их коллективные нападки часто приводят к задержаниям, увольнениям и преследованиям.

Долгое время считалось, что эти «фантомные счета» связаны с правительством, поскольку они возникли в рамках политики, проводимой бывшим советником королевского двора Саудом аль-Кахтани. Последний был уволен из-за убийства журналиста Джамаля Хашагджи  октябре 2018 года. Его называли  «Мистер Хештэг» и «Повелитель мух» за управление электронной армией для защиты королевства.

Но редкая дискуссия на государственном телевидении в июне была направлена ​​на то, чтобы дистанцировать эту «кибер-армию» от правительства.

«Они создают впечатление, что они являются параллельным правительством или даже более сильным, чем правительство», - отметил саудовский академик Салих аль-Асими.

По словам Асими, они  «приписали себе право» выкапывать грязь на тех, кто демонстрирует недостаточный патриотизм.

Эта дискуссия, которую поддержали другие проправительственные СМИ, многими воспринималась как предупреждение националистам.  «Эти фантомные аккаунты оказались ценными для руководства Саудовской Аравии», - сказал AFP Аннас Шейкер, саудовский эксперт из Вашингтона. «Но поскольку они становятся все более могущественными, правительство хочет установить контроль и показать, что оно является высшей властью».

Однако тот факт, что сам Асими подвергся нападению в сети после дебатов, подчеркивает сложность их обуздания.

Многие другие, в том числе принц, бросились на их защиту, используя хэштег «националистические аккаунты - это щит нации».

Сообщения, получившие известность параллельно с официальными репрессиями с целью подавления инакомыслия, вызывают всеобщие опасения.

Шейкер рассказал, как «кибер-мухи» преследовали Худу аль-Хумуд, которая руководила программой министерства образования.  Они прочесали ее аккаунт в Твиттере, чтобы найти старые сообщения, которые, по их словам, были в пользу Катара  и «Братьев-мусульман». Охота на ведьм распространилась и на ее мужа.  Через несколько дней после назначения Хумуд была уволена.

Многие саудовские либералы закрыли свои аккаунты в Twitter, в том числе те, кто конструктивно критиковал реформы принца Мухаммеда. Те, кто еще не сделал этого, действуют осторожно.

«Каждый день в Твиттере я бросаю пару оскорблений в адрес Катара», - сказал AFP один госслужащий. «Меня не волнует Катар, но таким образом никто не может обвинить меня в непатриотичности, если я выступаю против политики других государств».

Саудовская Аравия, на которую приходится самое большое количество пользователей Twitter в арабском мире, столкнулась с обвинениями в попытке манипулировать контентом на платформе.

В прошлом году двум бывшим сотрудникам Twitter были предъявлены обвинения в шпионаже в пользу правительства Саудовской Аравии.

Twitter заблокировал сотни локальных аккаунтов, некоторые из которых «связаны с государственным медиа-аппаратом Саудовской Аравии» и участвовали в скоординированных усилиях по «усилению обмена сообщениями, выгодных для правительства».

Фонд национального благосостояния королевства недавно приобрел долю в Facebook, которая в прошлом году заявил, что ликвидировал ряд связанных с Саудовской Аравией пропагандистских аккаунтов.

Но хотя отключить активность компьютерных ботов легко,  сложнее «приручить» подлинные учетные записи. «Саудовская Аравия считает, что онлайн-мобы трудно контролировать», - сказал Шейкер. «Сегодня они нападают на иностранных критиков, завтра - на высокопоставленные правительственные деятели».

Их лояльность по отношению к государству может быть подвергнута дальнейшему испытанию, поскольку Саудовская Аравия вступает в период жесткой экономии, правительство  сокращает щедрые субсидии и подачки на фоне низких цен на нефть.

«Националистические настроения, продвигаемые государством, создали троянского коня», - сказал Эман Альхусейн, научный сотрудник Института арабских государств Персидского залива в Вашингтоне. «Эти аккаунты могут стать проблемой для государства».