В июле Армения и Азербайджан пережили вторую по значимости вспышку боевых действий после прекращения огня в 1994 году. Эти последние столкновения, возможно, спровоцировали новую опасную геополитическую динамику: обстрел из тяжелых вооружений вблизи стратегических транспортных объектов, военное позерство России и Турции и отсутствие соответствующего механизма посредничества. В отсутствие лидерства США или ЕС,  Турция и  Россия могут перенаправить Азербайджан и Армению с поля битвы за стол переговоров, пишет  бывший посол США в Азербайджане, бывший сопредседатель МГ ОБСЕ Мэтью Брайза в своей статься для Atlantic Council.

«Кто выстрелил первым 12 июля, остается неясным. Обе стороны согласны в том, что пара азербайджанских солдат той ночью ехала на джипе по не демаркированной международной границе двух стран. Ереван утверждает, что его войска предупредили двух азербайджанских солдат, чтобы те отступили, а Азербайджан ответил артиллерийским огнем; Баку заявляет, что армянская артиллерия  начала стрелять. В итоге пятнадцать азербайджанских солдат, в том числе генерал, были убиты, а также один мирный житель в Товузе.  Четыре солдата и одно гражданское лицо погибли в Тавушской области Армении.

Место этих последних столкновений знаменательно. Товуз находится далеко от Нагорного Карабаха. Это одно из последних мест, где Баку хотел бы видеть боевые действия, потому что оно расположено непосредственно на стратегических транспортных магистралях, которые необходимы для независимости, экономической жизнеспособности Азербайджана.

В частности:

Нефтепроводы Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Супса, по которым в основном азербайджанская сырая нефть доставляется в порты Средиземного и Черного морей (соответственно);

Южнокавказский газопровод, ключевой элемент Южного коридора ЕС, по которому вскоре азербайджанский газ будет перекачиваться в ЕС через Грузию и Турцию;

Автомагистраль Азербайджан-Грузия, часть второго по протяженности автомобильного проекта в Европе, E60, которая соединяет атлантическое побережье Франции с границей Кыргызстана и Китая;

Железная дорога Карс-Тбилиси, обеспечивающая аналогичное стратегическое сообщение;

Волоконно-оптические кабели, связывающие Европу с Центральной Азией и за ее пределами.

Эта инфраструктура также имеет стратегическое значение для США и НАТО. Вашингтон продвигал эти нефте- и газопроводы в течение двадцати пяти лет, чтобы помочь своим европейским союзникам снизить их зависимость от России, избегая при этом Ирана. Между тем, автомобильные и железнодорожные линии, а также воздушное пространство  составляют важнейший канал материально-технического снабжения США в Афганистан, обеспечивая одну треть всех нелетальных поставок войскам НАТО в разгар афганской войны. Предоставляя альтернативу китайской инициативе «Один пояс, один путь», эти транзитные связи могут также помочь странам Центральной Азии и Южного Кавказа сохранить свою финансовую независимость.

Россия, конечно же, выступает против этих маршрутов, стремясь максимизировать потоки энергии, товаров и данных через свои собственные сети. Тем временем Тегеран расширяет свой торговый коридор в Армению и далее на постсоветские и европейские рынки благодаря членству Армении в Евразийском экономическом союзе и ее Соглашению об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли с ЕС. Сообщается, что Иран также доставляет топливо в Нагорный Карабах через Армению, в то время как воздушное пространство Ирана было необходимо для доставки Россией оружия в Армению после столкновения с Азербайджаном в июле.

Обстрел Азербайджаном суверенной территории Армении в Тавуше, даже в целях самообороны, дает Еревану оправдание для запроса военной помощи у возглавляемой Россией Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), военного альянса, в который входят Армения, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан и Таджикистан.

Руководство Армении уже давно пытается использовать ОДКБ против Азербайджана. Они не смогли этого сделать во время более крупных военных столкновений в апреле 2016 года. Тогда тогдашний генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа пояснил, что ОДКБ может помочь Армении только в случае нападения на международно признанную территорию Армении.

Напротив, в прошлом месяце боевые действия происходили частично на суверенной территории Армении, что дало Еревану возможность запросить экстренное заседание ОДКБ. Однако Ереван быстро отозвал свой запрос, поскольку в заявлении ОДКБ от 14 июля критиковалось «… нарушение режима прекращения огня, согласованного руководством как Армении, так и Азербайджана».

Тем не менее Россия отреагировала в одностороннем порядке, проведя 17-20 июля военные учения в Армении на своей 102-ой военной базе в Гюмри.

Турция также ответила. Президент Реджеп Тайип Эрдоган отметил 14 июля, что «Турция без колебаний ответит на нападение на права и земли Азербайджана». Затем 16 июля министр обороны Турции Хулуси Акар  заявил, что Армения будет «привлечена к ответственности» за свое «нападение» на Азербайджан. С 29 июля по 10 августа последовали широкомасштабные турецко-азербайджанские военные учения.

Хотя Турция и Россия противостоят на Южном Кавказе так же, как в Сирии и Ливии, ни одна из стран не стремится к дальнейшей эскалации.

Однако существующий международный посреднический механизм для сдерживания конфликта между Арменией и Азербайджаном не кажется пригодным для использования. Минская группа ОБСЕ является посредником между Азербайджаном и Арменией с 1992 года. Однако мандат группы ограничивает ее внимание Нагорным Карабахом и семью прилегающими к нему районами, а не территорией Армении. Даже если ее мандат был расширен, премьер-министр Армении Никол Пашинян и президент Азербайджана Ильхам Алиев, похоже, на данный момент отказались от Минской группы. Пашинян подтвердил в интервью телеканалу BBC 14 августа, что он отказался от основных принципов урегулирования нагорно-карабахского урегулирования, согласованных Минской группой, с которыми его предшественник неофициально согласился в январе 2009 года. Алиев, тем временем, сослался на «бессмысленные переговоры» с Арменией, когда 16 июля уволил своего опытного министра иностранных дел Эльмара Мамедъярова.

Поэтому Анкара и Москва могут заполнить дипломатический вакуум и убедить своих союзников вернуться за стол переговоров. Несмотря на резкие разногласия с Россией и Турцией по многим направлениям, Соединенные Штаты и их европейские союзники поступят мудро, если будут поощрять такой формат. Альтернативой может стать взаимная эскалация эмоций и военная напряженность между Азербайджаном и Арменией. Хотя ни Армения, ни Азербайджан не могут выдержать полномасштабную войну, даже более ограниченный вооруженный конфликт может уничтожить стратегические активы, от которых зависят НАТО и ЕС. Единственными бенефициарами будут Россия, Иран и, возможно, Китай и его инициатива «Один пояс, один путь»».