Подписанное премьер-министром Армении трехстороннее заявление по Карабаху содержит внутреннее противоречие. Об этом заявила первый омбудсмен Армении, правозащитник Лариса Алавердян в бесде с корреспондентом Новости Армении – NEWS.am.

«В первом пункте говорится, что все стороны остаются там, куда дошла армия на момент перемирия. Далее вдруг оказывается, что перемирие абсолютно  асимметричное. То есть, выходит, армянская сторона должна уступить и там, где не контролирует, и отступить там, где контролирует. Приводится логика, что в советское время там были азербайджанонаселенные пункты. Но те армянонаселенные пункты, куда дошли азербайджано-турецкие силы, тоже должны остаться за Азербайджаном. Это вызывает очень сильное удивление.

Второе. Уже поднимался вопрос, лично мною – что делать, если одной из сторон нарушается трехстороннее заявление о перемирии? Каким образом стороны реагируют на нарушение перемирия?

Перейдем к фактам. 11 ноября, после установления перемирия, по нашим данным, были пленены одиннадцать человек. Это мирные люди, среди них есть представители благотворительных организаций, пожилые люди 75 и 85 лет. Как армянская сторона, в качестве стороны заявления, реагирует на такое нарушение перемирия? Мы на этот вопрос не имеем ответа спустя уже тринадцать дней. Мы располагаем данными, причем аморфное заявление оперативного штаба Арцаха их не опровергает, что происходящее вокруг села Бердашен также является нарушением условий перемирия. Азербайджанская сторона требует освободить село, которое не является предметом договоренности. Таким образом, имеется по меньшей мере два четких факта, которые говорят о нарушении азербайджанской стороной положений заявления о перемирии. Как Россия, как Армения реагируют, с тем, чтобы хотя бы потребовать ответа у Азербайджана? Всем уже известно, что десятки, не хочу большего говорить, заложников и военнопленных, находятся в Азербайджане. Это грубое нарушение Женевских конвенций, поскольку требованием конвенций является -  как только люди оказываются в неволе, незамедлительно сторона (в данном случае Азербайджан) должен вступить в переговоры с армянской стороной и передать пленных. Но этого не происходит. У меня тоже есть данные от людей хорошо информированных, что Азербайджан не только не вступает в такие контакты, но всячески препятствует работе МККК. В том числе, в вопросах поиска и опознания тел. Фактически, Азербайджан специально затягивает время, чтобы отсрочить доступ к телам, дабы скрыть следы военных преступлений. Мы знаем по прежнему опыту, что это происходит преднамеренно, чтобы скрыть улики», - подчеркнула Лариса Алавердян.

Первый омбудсмен отметила, что было бы правильным в ответ на нарушения Азербайджаном пунктов заявления выступить с требованием, и тоже отказаться выполнять свою часть (отход из Карвачара и Лачина), до тех пор, пока Азербайджан не выполнят свои обязательства. «Что именно предпринимает армянская сторона по установлению реального мониторинга за соблюдением перемирия? Представители российских миротворческих сил говорят, что режим соблюдается по всей линии соприкосновения. Это очень хорошо. Хотя у нас есть сведения, что отдельные снайперские действия бывают. Но ведь заявление о перемирии не только о прекращении огня. Если это только по прекращению огня, тогда зачем сдавать территории? Если это многослойное, многоцелевое перемирие, тогда что делать, если Азербайджан не выполняет своей части? Я полагаю, что армянская сторона не только уже совершила  нелегитимное, противоправное действие, подписав заявление, содержащее абсолютно неприемлемые и неконституционные пункты, но и продолжает умышленно или по незнанию ту же самую политику. Я как первый омбудсмен и правозащитник, считаю, что это грубейшее, массовое нарушение прав армянского населения Арцаха и требую у правительства четкой реакции, отказа от выполнения тех пунктов, которые по графику предусматриваются», - заявила первый омбудсмен.

По ее словам, есть множество данных о том, что не только в Бердашене, но очень многих армянонаселенных пунктах, не отходящих к Азербайджану, появились какие-то азербайджанские группы непонятного происхождения, претендующие на армянские территории. «Получается, что это не трехсторонние обязательства, а одностороннее принуждение к полной капитуляции большего объема, чем это предусмотрено в заявлении», - заявила Лариса Алавердян. Она сообщила, что обратилась к послу РФ с просьбой о встрече, чтобы изложить подходы широкой общественности.