После того, как я взял на себя ответственность за наши неудачи в Арцахской войне, в РА начался интересный процесс: все, кому не лень, спешат возложить на меня, на действующее правительство ответственность за все наши ошибки за последние 25-30 лет. Об этом в своем обращении заявил премьер-министр Армении Никол Пашинян.

«Дошло до того, что человек, который исключил Нагорный Карабах из переговорного процесса, и перевел переговоры на плоскость Армения-Азербайджан, обвиняет нас в том, что Карабах получил контекст территориального спора  из-за нашей политики. Этот вопрос получил территориальный контекст тогда, когда Армения начала переговоры вместо Карабаха, и этот факт произошел более 20 лет назад. Нас обвиняют в том, что международное сообщество совершенную в этом году Азербайджаном агрессию восприняло как восстановление территориальной целостности, и это обвинение озвучивает человек, в период руководства которого объяснял армянской общественности, что нет ничего опасного в том, что международное сообщество документированно обвиняет Армению в оккупации территорий Азербайджана, потому что когда ты входишь в туалет самолета и закрываешь дверь, пишется occupated. Так что в слове «оккупированный» ничего страшного нет», - сказал он.

«Я предполагаю, что сейчас многие удивленно смотрят, о чем я сейчас говорю. Я говорю о вещах, которые в 2000-ые были известны каждому гражданину Армении, потому что на самом высоком уровне были даны объяснения о дипломатических неудачах Армении или же заявляя, что это не неудачи. Но время, наверное, стирает память, по меньшей мере, затуманивает его, и некоторые решили воспользоваться этим. Я хочу сказать, что это отношение международного сообщества сформировалось не в 2020 году, а в течение последних 25 лет, когда Карабахский вопрос был воспринят, как территориальный спор, и это стало нашей величайшей проблемой, и Армения мало-помалу начала восприниматься международным сообществом, как оккупант. Это не произошло за последние 2 года, за последние 2 года была предпринята попытка  выйти из этого заколдованного круга.

Нас обвиняют в том, что война была провалом дипломатии Армении. Никто не задается вопросом, когда и какие дипломатические успехи имела Армения по Карабахскому вопросу со старта институциональных переговоров. Была ли дипломатическим успехом Лиссабонская ассамблея ОБСЕ в 1995 году, когда сразу после нашей победы в Арцахской войне международное сообщество, по сути, продемонстрировало свой подход, согласно которому Карабах должен быть автономией в составе Азербайджана, и такой является формула решения этого вопроса? Был ли дипломатическим успехом пакет «общего государства» на столе переговоров в 1998 году, в котором было четко зафиксировано требование о сдаче 7 районов Азербайджану, и оно выдвигалось Армении, и то, что Азербайджан и Карабах должны быть в составе одного государства? Был ли дипломатическим успехом стамбульский меморандум ОБСЕ в 1999 году, в котором было зафиксировано, что конфликты должны решаться по принципу территориальной целостности?

Были ли дипломатическим успехом мадридские принципы, о которых, кстати, трубили, как о дипломатическом успехе, но выяснилось нечто позорное, что Карабах может быть не в составе Азербайджана лишь в случае согласия Азербайджана?

Были ли дипломатическим успехом Казанские переговоры в 2011 году, когда Азербайджана хлопнул дверью, а руководитель Армении давал интервью то здесь, то там и говорил, что мы готовы вернуть Азербайджану 7 районов, но Азербайджан хочет большего?

Были ли дипломатическим успехом документы, принятые в разных международных инстанциях за последние 25 лет, в которых было четко зафиксировано, что территории Азербайджана оккупированы, и этот вопрос должен быть решен в рамках территориальной целостности Азербайджана? Было ли дипломатическим успехом то, что с 2013 года Азербайджан начал этап военной эскалации, и, по сути, никто его не осуждал за это? Почему? Потому что когда входишь в туалет самолета и закрываешь дверь, пишется «occupated». Многие не поверят, но это практически дословная цитата из высказывания переговорщика Армении в 2000-ые.

И те, кто проводил дипломатию на этом уровне сегодня говорят нас, что мы провалили дипломатию. Были ли дипломатическим успехом российские предложения 2016 года, когда, по сути, из повестки был исключен вопрос статуса Арцаха?

Но ладно, мы построили плохие отношения с Россией, как вы утверждаете, а вы – хорошие. Если вы так строили отношения, как вышло, что по предложению, представленному нашим стратегическим союзником, вопрос статуса Арцаха был исключен из повестки? Вы же были хорошими дипломатами. Как же так вышло, что в связи с апрельской войной 2016 года Азербайджан не был наказан? Потому что вы пошли и послушно согласились на то, что предлагалось, то есть признали право Азербайджана на ведение войны, сделали легитимным это право», - сказал Никол Пашинян.

«А в глобальном плане, в конце концов, надо найти в себе силы признаться, что причина нашей неудачи заключалась в том, что Армения как минимум 25 лет была коррумпированным государством, в которой самая влиятельная часть элиты, проявляющей сегодня политическую активность, в свое время ничего не делала, кроме накопления личного богатства и проедала, растрачивала, уничтожала, перечисляла в швейцарские банки все ресурсы государства. Все это делали не 1-2 человека, это делала целая система, со множеством щупалец. Она каждый день сопротивлялась и сопротивляется. И это сопротивление достигло кульминации. Основная его цель заключается в том, чтобы не раскрыть правду об этой войне и событиях, которые предшествовали и последовали за ней, чтобы все оставалось на уровне манипуляций.

Между прочим, есть версия о том, что целью атаки 9-го числа было физическое уничтожение правительства, именно под этими эмоциями. Почему? Чтоб очень многое об этой войне не было бы выявлено, но они не могут быть не выявлены. В любом случае историю прошедшего нашего пути и неудач нужно детально проанализировать. Это должно произойти без каких-либо манипуляций. Это обязательно произойдет, но для реального анализа необходимо спокойствие, а сегодня мы все в смятении»,-  заявил он.

«Мы не дипломатию провалили, а попытки избавиться от дипломатического бремени последних 25-30 лет. Мы провалили попытки преодолеть последствия ваших провалов. В этом правда.

Некоторым кажется, что Азербайджан должен был 5 + 2 легко принять. Это было предварительным предложением, это все должно было быть еще написано, обсуждено, подписано. По уже известному методу, в момент, когда Армения согласилась бы на какой-то вариант, Азербайджан захотел бы большего - Лачин, Шуши и т. д. Меня просто поражают некоторые люди, которые, считая себя великими дипломатами, не понимают или не хотят понимать этих простых вещей.

Нас обвиняют в том, что Турция вовлеклась в карабахский вопрос. Извините, но Турция оказалась вовлеченной в карабахский вопрос в результате футбольной дипломатии, когда в результате провала армянской дипломатии она заявила, что не будет устанавливать отношения с Арменией до тех пор, пока территории Азербайджана оккупированы. И тем самым вошла в этот вопрос, это было 10 лет назад.

Следующая группа абсурдных обвинений касается, якобы, разрушения армии, которую мы пришли и разрушили за 2 года. Нас обвиняют: почему воздух не был закрыт? Воздух был «закрыт», дамы и господа, потому что в 2017 году для Армянской армии были приобретены устройства за 42 млн. долларов, которые должны были держать воздух закрытым, но позже выяснилось, что  они просто не работают»,-  сказал он.

«Сейчас нас спрашивают, почему вы не купили то-то для армии, почему вы не купили еще что-то для армии? За 2,5 года, что успели, то купили. За 2,5 года надо было поднять зарплату военнослужащим, решить проблему с питанием солдат, солдатской обувью, закупить патроны, которых не было, приобрести автоматы, которые были ненормальными, средства ПВО, да, и купить самолеты.

За 2 года мы должны были приобрести то, что нужно было купить за последние 20 лет, но не было сделано. Ладно, мы за 2 года не купили все неприобретенное за 25 лет, а почему вы все это не купили за предыдущие 18-20 лет? Почему вы считали строительство замков, покупку островов, особняков в Европе, накопление миллионов в швейцарских банках более важным, чем покупка за 20 лет того, что мы не приобрели за 2,5 года?»,-  сказал премьер-министр.

«Потому что думали, что все будет хорошо при появлении надписи «Occupated» в момент закрытия двери? Сейчас же в обращение введен какой-то тезис о том, что на третий день войны я принял решение, имевшее катастрофические последствия. 15 дней ищем это решение и не находим, потому что его просто нет. Сейчас, наверное, такие времена, любую ложь можно сказать и передать. И сейчас прямую ответственность за неудачи в боях возлагают на меня. А что премьер руководил боями или он на уровне командира взвода либо полка принимает решения? Глава кабмина единолично принимал решения? Премьер-министр однажды принял единоличное решение во время войны, и, благодаря этому решению, 7-й оборонительный район находится на месте, потому что некоторые люди в панике и его хотели сдать.

Это не была совершенно безнадежная и безумная война. Но почему не удалось добиться успеха? Какую связь имеют эти неудачи со свидетельствами, а это, кстати, свидетельства пришедших с передовой солдат, о том, что с первых дней войны какие-то люди на передовой распускали слухи о том, что земли, якобы, проданы, их продал Никол, а война просто бессмысленна. Какое отношение к поражению имеет то, что некоторые политические круги Армении месяцами ранее обещали внутриполитические сюрпризы? С кем они договаривались о войне и внутриполитических сюрпризах? Это ведь публичные заявления», - сказал Никол Пашинян.

«Хочу затронуть также один вопрос, о том, что есть еще одна группа пропавших без вести, о чем сейчас я не хотел бы говорить. По этой части также ведется конкретная работа, но об этом пока ничего сказать не могу.

Мы пока не успели объявить дни траура и мероприятий. Мы считаем правильным сделать это после опознания, по крайней мере, большей части неопознанных тел. Это должен быть период преклонения, размышлений, и мы должны пережить это вместе и друг с другом. Это должно быть размышлением над прошлым и будущим, более направленным на будущее.

Хочу коснуться еще одной болезненной темы. В эти дни на некоторых участках границ Армении происходят процессы, которые, конечно же, болезненны и с болью воспринимаются некоторыми нашими соотечественниками. Оно, конечно, понятно, но мы должны констатировать, что наши ВС дислоцируются по всей линии границы РА. В этом случае речь об отрезке Армении, случай с Арцахом - это отдельный вопрос.

Конечно, эти процессы, происходящие у нашей границы, вызывают серьезные проблемы в восприятии людей. Существуют разные типы практических задач, но они не являются неразрешимыми. Мы над ними работаем, но, повторяю, наши Вооруженные Силы дислоцируются по линии границы РА, и я прошу вас не паниковать по этому поводу. Наши дальнейшие действия должны быть направлены на то, чтобы это стало границей, а не линией фронта, мы должны идти по этому пути», - сказал он.