Вхождение в интеграционное образование суверенного государства предполагает делегирование части собственного суверенитета интеграционному союзу. Любое государство, вступая в определенное интеграционное объединение и следуя по пути сужения суверенитета пытается нейтрализовать серьезные риски и угрозы, в первую очередь, в области национальной безопасности. Об этом в ходе конференции «Независимость и суверенитет: угрозы и вызовы для современной Армении» заявил заведующий кафедрой политологии Российско-Армянского (Славянского) университета, профессор Оганнес Саркисян.

По его словам, фактор безопасности всегда был ключевым в армянской реальности: современная Армения родилась в условиях войны, блокады, экономического коллапса, большого оттока населения и др.: «Эти условия способствовали формированию современной армянской политики и присутствию независимой республики в новых интеграционных проектах».

Решающим фактором интеграционной политики Армении, по оценке Саркисян, были стратегические союзнические отношения с Российской Федерацией, которые определили участие Армении в СНГ и ОДКБ, а в дальнейшем — и в ЕАЭС. Возможно именно по этой причине сотрудничество Армении с другими членами союзов оставалось недостаточно тесным. Кроме того, недостаток сухопутных коммуникаций стал объективным препятствием для развития таких отношений.

На протяжении всего периода независимости позиция Армении в различных интеграционных проектах имела ряд издержек, отражавшихся в многовекторной внешней политике, внутренней политике и недостатке ресурсов для развития. Вместе с тем вопрос сопряженности и совместимости интеграционных объединений оставалсяактуальным для республики, которая стремилась диверсифицировать военно-политические и экономические риски, и не могла полностью интегрироваться в существующие интеграционные проекты.

«Такая проблема была присуща для всех участников постсоветских интеграций, но армянские политические реалии развивались в более жестких рамках, поэтому «недоинтеграция» включала в себя более ощутимые риски для Армении, чем для других республик. Именно поэтому политические недостатки евразийской интеграции Армении сглаживались посредством сохранения некоторой комплементарности»,- подчеркнул он.

При этом профессор отметил, что в экономической сфере вступление Армении в ЕАЭС привело к росту ВВП и экспорта армянских товаров: «Тесная привязка армянской экономики к российской могла иметь негативные эффекты (экономический кризис 2015 г.), но открытость российского рынка для армянских товаров был очевидным преимуществом Союза, несмотря на все сложности».

Говоря о привязке армянской экономики к российской, а также перспективах ее развития докладчик обратил внимание также на влияние санкций против России, а также Ирана. По его словам, данный вопрос не подвергается должному анализу в деле прогнозирования экономической политики Армении: «Но фактор санкций стал одним из важнейших проблем в контексте двусторонних отношений Армения-Россия и, в частности, Армения-Иран, поэтому на фоне глобальной конфронтации подобный вопрос будет возникать все чаще».