В ходе первого заседания Национального собрания Армении 8-го созыва по необоснованным и очевидно политическим мотивам спекулируется вопрос правомерности уголовного преследования и пребывания под арестом избранных по списку блока «Армения» депутатов НС Артура Саркисяна и Мхитара Закаряна, якобы из-за того, что они не была преодолена депутатская неприкосновенность. Об этом говорится в разъяснении генеральной прокуратуры.

«При этом член фракции «Армения» Арам Вардеванян заявил в НС, что до сих пор не получил ответа на письмо, адресованное генеральному прокурору Армении.

Во-первых, считаем необходимым отметить, что письмо господина Вардеваняна было получено 27 июля этого года, ответ дан 29 июля, а 30 июля передан «Армпочте» с целью осуществления доставки. То есть, установленные сроки четко соблюдались.

Имея в виду, что официальный ответ на упомянутое письмо Вардеваняна в полной мере включает четкую позицию прокуратуры РА относительно правовой проблемы преодоления неприкосновенности двух вышеуказанных лиц, избранных депутатом, публикуем его содержание полностью:

«Согласно статье 96 Конституции РА

«1․(...)

2. уголовное преследование в отношении депутата может быть возбуждено только с согласия Национального собрания. Депутат не может быть лишен свободы без согласия Национального собрания, за исключением случаев, когда он был пойман в момент совершения преступления или сразу после этого (...)».

Из приведенного положения очевидно, что неприкосновенность депутата Национального Собрания РА касается возбуждения в отношении него уголовного преследования и лишения его свободы. Эта конституционная гарантия деятельности депутата НС РА очевидно предполагает, что уголовное преследование в отношении депутата НС РА может начаться, а предполагающая лишение свободы мера принуждения может применяться только с согласия Национального Собрания РА. Она ни в коем случае не предполагает, что из Национального Собрания РА должно быть испрошено согласие, и Национальное собрание должно дать согласие и до получения статуса депутата на начатое в отношении лица уголовное преследование или уже имевшее место лишение свободы.

Более того, указанные в заявлении лица, являясь кандидатами в депутаты Национального Собрания РА, лишились свободы с соблюдением гарантий, установленных статьей 90 конституционного закона «Избирательный кодекс РА», то есть с согласия Центральной избирательной комиссии РА. А после получения статуса депутата Национального собрания по тому же вопросу также не предусмотрено требование о получении согласия Национального собрания.

Что касается указанной вами позиции, высказанной заместителем генерального прокурора на судебном заседании по уголовному делу ԵԴ/0253/01/19, на которой и было основано заявление, то оно не имеет никакого отношения к обстоятельствам дел относительно указанных в заявлении лиц, и тем самым процессуальные ситуации явно различны.

Представляя подобный аргумент, вы открыто проигнорировали, что по делу, по которому заместитель генпрокурора сделал заявление на судебном заседании, в случае получения мандата ни один из обвиняемых, приобретших статус депутата, не был лишен свободы, и по инициативе суда обсуждался вопрос о необходимости получения согласия Национального собрания в случае назначения наказания, связанного с лишением свободы».

Исходя из вышеизложенного, призываем воздержаться от попыток искажения смысла соответствующих правовых регулирований Конституции РА, а также процедур уголовного судопроизводства, говорится в ответе генеральной прокуратуры.