Местные водители автомобилей жалуются, что при каждой заправке бензина, или дизтоплива, им приходится расплачиваться по новым ценам. Понятно, более высоким, чем ранее. 

В Армении ресурсы бензина во II квартале сократились за год на 19,6 тыс. тонн (или же на 25,2%), а дизтоплива – на 4,6 тыс. тонн (на 7,0%). Однако дефицита бензина или дизтоплива пока что не наблюдается.  Вполне возможно, что этот спад связан с потерей рынка в Арцахе. Не исключается также переход части автомобилей с бензина на более «дешевый» сжатый газ, что снижает потребность в ресурсах бензина.

Текущий год ознаменовался новым витком подорожания сырой нефти на мировом рынке. Так, цена эталонной нефти Brent перевалила за планку в $70 за баррель, хотя в декабре прошлого года не достигала $52. Естественно, адекватно возросла и стоимость бензина, с дизтопливом в придачу.

Как известно, бензин в Армению в основном импортируется из России. Рост цен на бензин в ряде стран стимулирует российские компании наращивать его экспорт. Это грозит дефицитом этого вида топлива на ее внутреннем рынке. Росту розничных цен на бензин в России способствует также отмеченное выше подорожание сырья для его производства – нефти.

В создавшейся ситуации не исключается, что правительство России может принять меры для ограничения (или даже полного запрета - на определенное время) экспорта бензина из страны. Но, по мнению отдельных российских экспертов, мало шансов, что от этого внутренние цены снизятся.

Для Армении, помимо всего прочего, сказывается и наблюдаемое еще с прошлого года укрепление доллара к драму. Свою роль играет и механизм налогообложения бензина, в котором фигурируют акциз и НДС. В результате этого двойного воздействия бюджет страны получает более или менее стабильный налог от продажи бензина. Ну, а покупатели платят эти налоги, заодно обеспечивая прибыль компаниям. Сколько составляет фактическая прибыль, известно лишь Богу, да самим компаниям.  

В нижеследующем графике представлены рассчитанные нами цены на бензин и дизтоплива на I квартал текущего года (на основе официальных данных за I полугодие и I квартал). Рядом представлены цены на нескольких бензоколонках столицы, по состоянию на 5 августа. Это несколько некорректное сравнение, но оно наглядно иллюстрирует нынешний уровень цен.

Заметим, что столичные бензоколонки различных компаний, как по мановению волшебной палочки, одновременно меняют цены (которые у них почти одинаковые). Такая синхронность действий «конкурирующих» компаний вызывает, по меньшей мере, удивление…

Следует отметить, что недостаточная прозрачность бизнеса не дает возможность обществу контролировать деятельность крупных компаний. Пресловутая «коммерческая тайна» часто служит причиной для отказа от предоставления важнейших показателей. Это относится не только к бензину и дизтопливу, но и другим важнейшим потребительским товарам, а также платным услугам.

Цены у нас можно сравнить с силомером аттракционов советского времени. От удара стрелка по штанге  подскакивает вверх, и на прежний уровень уже не возвращается. Когда причины подорожаний частично устраняются, цены все равно остаются на том же высоком уровне.  

Говоря о цене бензина и дизтоплива, нужно отметить одно давнее явление – недолив на бензоколонках. Установившаяся еще с советских времен, эта «практика» продолжается и ныне. Хотя «конкуренция» на рынке должна была бы способствовать ее искоренению. Но, положительных перемен нет (и, судя по всему, не предвидится). Многие водители жалуются, что в бензобак заливается меньше бензина (или дизтоплива), чем уплачено ими. Если учесть этот недолив, то реальная цена автомобильного топлива для покупателей выше, чем представленные на табло бензоколонок цены.   

Излишне напоминать, что бензин и дизтопливо являются стратегическими товарами. Подорожание автомобильного топлива приведет (если уже не привело) к цепной реакции цен на другие товары. Такое впечатление, что это подорожание (как и рост цен по другим важнейшим товарам) по-прежнему остается вне внимания властей

Разобраться в указанной выше «синхронности» компаний по продаже топлива должна была бы Комиссия по защите экономической конкуренции. Нелепо утверждать о какой-то мифической «конкуренции» в этой сфере. Ведь рынок бензина и дизтоплива в Армении как раз отличается высокой концентрацией (с 3-4 ведущими компаниями), и там идеальные условия для сговора и диктата цен потребителям.     

Смбат Григорян