На днях отечественная таможня наконец-то опубликовала информацию об экспорте-импорте, за I полугодие текущего года.

В информации таможни имеется одна примечательная деталь – показатели по Турции. Дело в том, что Национальная статистическая служба Армении (НСС), с ноября прошлого года, больше не включает Турцию в список стран мира, с которыми наша страна имеет внешнеторговые связи. Почему, непонятно. Ведь многих интересует, что произошло, после введения эмбарго на ввоз готовых турецких товаров. Так что данные таможни восполняют этот пробел.

Вначале отметим, что импорт товаров из Турции, в отчетном полугодии, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сократился на $70,3 млн. (или же в 3,5 раза). В прошлом, структура импорта из этой страны в Армению, отличалась отсутствием диспропорций.

Удельный вес подавляющего большинства товаров, в общем объеме импорта из Турции, не достигал даже 1%. Это и не удивительно. Ведь фактический ассортимент товаров (по 4-значному коду ТН ВЭД) по линии Турции насчитывал свыше 800 наименований. В прошлом году, самая крупная доля (6,3%) в импорте из Турции пришлась на одежду из трикотажа. Затем следовали цитрусовые плоды (3,5%).

Рассмотрим сдвиги в импорте товаров из Турции, как раз на примере цитрусовых плодов. Их выбор не случаен. Во-первых, у них, как указывалось выше, сравнительно высокая доля в импорте из Турции. Во-вторых, эти плоды произрастают и в соседних, помимо Турции, странах региона. В-третьих, только опытный таможенник может визуально определить, откуда эти апельсины с лимонами – из Грузии, или же Турции.  

В I полугодии прошлого года Армения импортировала 14,9 тыс. тонн цитрусовых. Совместная доля четырех стран (Турции, Египта, Ирана и Грузии), в этом показателе, составляла 91%. Но, без Турции – лишь 35%. Дело в том, что в общем объеме импорта цитрусовых в Армении, свыше половины (56%) приходилось на одну Турцию. 

В отчетном полугодии было вывезено почти 20 тыс. необработанных шкур и 1,2 тыс. единиц дубленой кожи. Это и есть наш «экспорт» в Турцию, не считая двух-трех мелочей. В торговле с этой страной у нас всегда имелся громадный дисбаланс.

Зато резко возрос ввоз этой продукции из Египта (в 3,7 раза), Ирана (в 1,7 раза) и Грузии (в 3,2 раза). Увеличился импорт и из некоторых других стран. Абсолютный прирост, только по указанным выше трем странам, составил более 6,8 тыс. тонн, в том числе по Грузии – 1,8 тыс. тонн. Благодаря этим сдвигам, импорт цитрусовых в отчетном полугодии сократился незначительно – в годовом исчислении лишь на 0,8 тыс. тонн (или менее чем на 6%).      

Итак, возникший, по линии Турции дефицит ресурсов цитрусовых, наши импортеры почти полностью компенсировали резким ростом ввоза из других стран. Конечно, можно лишь приветствовать оперативную работу наших предпринимателей. Однако вспоминается знаменитое изречение: «Закон как столб – перелезть нельзя, а обойти можно». Ведь многие граждане сомневаются как в порядочности некоторых «импортеров», так и в эффективной работе отечественной таможни - по пресечению незаконного ввоза турецких товаров. Скажем, под видом местной продукции, из той же Грузии. 

Махинации, конечно, одними лишь цитрусовыми далеко не ограничиваются. Есть лазейки для провоза турецкого ширпотреба. Простейший из них – меняя этикетку «Сделано в Турции», на этикетку других стран.    

Общеизвестный факт – Турция принципиально не импортирует готовые товары из Армении. Только сырье - необработанные шкуры и дубленую кожу крупного рогатого скота. Затем, изготовленные из этого сырья, изделия из кожи наши «челноки» ввозили в Армению.

В отчетном полугодии было вывезено почти 20 тыс. необработанных шкур и 1,2 тыс. единиц дубленой кожи. Это и есть наш «экспорт» в Турцию, не считая двух-трех мелочей. В торговле с этой страной у нас всегда имелся громадный дисбаланс.

Так, в относительно «спокойном» 2019 году, импорт из Турции ровно в 120 раз (!) превышал наш экспорт в эту страну. Наличие многих турецких товаров на национальном рынке негативно сказывалось на конкурентоспособности аналогичных отечественных товаров. Скажем, изделий легкой промышленности, продуктов растениеводства, а также ряда строительных материалов.

В частности, массовый ввоз турецких овощей (в том числе, и особенно – помидоров) может привести к тяжелым последствиям для растениеводства Армении. Отечественная отрасль и без того находится в сложных условиях. Фермеры, взявшие кредиты у коммерческих банков, не имеют денег для их погашения. Государство только на словах оказывает им поддержку, в реальности же фермерские хозяйства могут рассчитывать только на самих себя. 

Это чисто экономический аспект проблемы торговли с Турцией. Но, имеется и моральный. Нужен ли нам ширпотреб из Турции, которая даже не скрывает свою враждебность к нашей стране? В прошлогодней агрессии Азербайджана против Арцаха, в ходе которой погибли многие тысячи наших парней, активное участие принимала и Турция. Поэтому, говорить о какой-то «нормализации» экономических связей с этой страной, выглядит просто аморально. Ну, а просачивание турецких товаров на территорию Армении, нужно пресекать самыми жесткими методами.

Смбат Григорян