Мир и раньше видел борьбу за власть между ядерными державами и видел, как эти страны постепенно приближались к военному конфликту. Но никогда раньше холодная война между двумя странами не была такой взаимосвязанной - друг с другом и с остальной частью земного шара – как в случае США и Китая.

Обострение антагонизма между двумя мировыми сверхдержавами, вероятно, помешает глобальному сотрудничеству в борьбе с изменением климата, отвлечет ресурсы на дорогостоящие гонки вооружений и технологии, усложнит дипломатию для союзников США и жертвами станут китайские и американские граждане, живущие в странах друг друга.

Эксперты давно обсуждают, является ли «холодная война» правильным термином в контексте  соперничества между США и Китаем.

Как сообщает Дэвид Сэнгер из New York Times, высокопоставленные помощники президента Джо Байдена отвергают эту формулировку как «самореализующееся пророчество», утверждая, что две сверхдержавы должны иметь возможность «расходиться» по вопросам, представляющим взаимный интерес. Но пока китайцы не проявляют интереса к подобному соглашению.

Сообщение  о том, что Китай испытал гиперзвуковую ракету, способную нести ядерное оружие, сразу же сравнил с запуском Советским Союзом в 1957 году «Спутника», который вызвал опасения о том, что США отстают в гонке технологий.

Да, но: «Это не момент «Спутника»», - сказал Axios Джошуа Поллак, ведущий эксперт по ядерному и ракетному распространению. «В случае «Спутника,  Советы опередили нас, они запустили первый спутник ...»

Запуск ракеты - лишь последнее в серии крупных заголовков, подрывающих основы статус-кво между США и Китаем. Недавно спутниковые снимки показали сотни новых шахтных ядерных ракет в западном Китае. В последние месяцы произошло резкое увеличение количества вторжений китайцев в воздушное пространство Тайваня.

В сентябре США, Великобритания и Австралия объявили о новом пакте о безопасности, известном как AUKUS, который направлен на противодействие Китаю, в частности, путем передачи технологий американских атомных подводных лодок Австралии.

Даже НАТО, типичный альянс времен холодной войны, расширяет свое внимание, включив в него Пекин.

Хотя провести параллели с холодной войной несложно, мир сейчас совсем другой, чем он был в 1950-х годах, что напрямую влияет на характер этого соревнования и людей, оказавшихся в середине.

Китай является главным торговым партнером мира, тогда как Советский Союз ввел экономическое эмбарго, блокируя себя от торговли со странами, не входящими в советский блок.

США и Китай имеют тесные экономические, образовательные и личные связи. В США 5,4 миллиона человек китайского происхождения.

«Самым важным элементом конкуренции [США и Китая] на глобальном уровне является экономика и экономические возможности, а не военная мощь и военные возможности, что отличает ее от холодной войны», - сказал М. Тейлор Фрейвел, профессор политологии Массачусетского технологического института. сказал Аксиос.

Однако есть одно общее мнение - практически никто не хочет новой холодной войны.

Президент Совета по международным отношениям Ричард Хаасс в прошлом году предупредил, что использование формулировки холодной войны будет означать, что напряженность в отношениях с Китаем станет «организующим принципом внешней политики США», что, по его мнению, станет «серьезной стратегической ошибкой».

Президент Байден неоднократно отвергал эту формулировку, заявляя в сентябре в Организации Объединенных Наций: «Мы не стремимся к новой холодной войне или миру, разделенному на жесткие блоки».

Пекин регулярно обвиняет США в том, что они придерживаются «менталитета холодной войны».

Отношения США и Китая значительно ухудшились за последние пять лет, но мы еще не обречены на повторение прошлого.