Официальный курс доллара США в Армении с 19 ноября прошлого года - впервые за долгие годы, перевалил за психологическую планку в 500 драмов. Во многом это было связано с тяжелыми последствиями 44-дневной войны в Арцахе. У многих возникли серьезные опасения относительно национальной валюты – драма. На валютном рынке страны в те дни возник ажиотаж, который и привел к укреплению доллара.

Напряженность в регионе, опасения по поводу будущего страны в эти дни сказались и на динамике сбережений населения в коммерческих банках. По состоянию на конец октября и ноября прошлого года, сумма срочных вкладов населения (как в драмах, так и в инвалюте) заметно сократилась, по сравнению с показателем сентября.  

Доллар США долгое время - до 25 июля текущего года, держался выше отметки в 500 драмов, (см. график). Напомним, что среднемесячный курс этой мировой валюты в декабре прошлого года составил 518,9 драмов. Этот месяц выбран не случайно. Во-первых, в преддверии предновогодней торговли импортеры наращивают ввоз продуктов питания. Во-вторых, возвратившиеся домой сезонные трудовые мигранты обменивают заработанные доллары и российские рубли на драмы.

Даже в прошлом году, на фоне указанных выше событий (а также массовых заболеваний населения коронавирусом COVID-19), физический объем розничного товарооборота в декабре возрос, по сравнению с ноябрем, в 1,3 раза. В этот же период объем импорта готовых продуктов питания увеличился на 10%.

В упрощенном виде, конфликт интересов на валютном рынке, выглядит следующим образом. Импортеры заинтересованы в «слабом» долларе. Такая же позиция имеется у счастливых обладателей особо крупных сумм в драмах, желающих конвертировать их в любимый доллар. При незначительной доле таких граждан в нашем обществе, «влияние» их несоизмеримо больше.

Для семей же, получающих трансферты в иностранной валюте (а также экспортеров), выгоден «сильный» доллар. Заметим, что при укреплении доллара США, при всех прочих равных условиях, растет и курс других валют (скажем, российского рубля) к армянскому драму. Так что в «сильном» долларе заинтересованы и держатели российских рублей.

По идее, Центробанк должен обеспечивать некий баланс интересов всех сторон, для обеспечения стабильности валютного рынка, а отсюда – экономики страны в целом. Но, какой будет в реальности политика регулятора на валютном рынке в предновогодние дни, четкого ответа нет. 

В ходе предпраздничной торговли, многие семьи, получающие из-за рубежа трансферты в инвалюте, обменяют свои последние доллары и рубли на драмы. По логике, масштабный приток долларов на валютный рынок, должен способствовать некоторому ослаблению этой валюты по отношению к драму. Тогда курс доллара может приблизиться к отметке в 470 драмов. Если, конечно, не будет форс-мажорных обстоятельств или каких-то субъективных решений регулятора.

В январе же будущего года, когда контингент импортеров станет конвертировать полученные в декабре драмы в доллары, курс этой мировой валюты может повыситься, колеблясь у планки в 500 драмов.

Смбат Григорян