Формат «3+3» - турецкий проект со всеми вытекающими из этого последствиями. Об этом в беседе с корреспондентом Новости Армении – NEWS.am заявил декан факультета востоковедения ЕГУ, тюрколог Рубен Мелконян.

Он напомнил, что старт этой инициативе был дан еще в 2008 году после русско-грузинской войны, когда Турция выдвинула идею о создании кавказской платформы, которая предусматривала вовлечение тех же шести стран.

«Сейчас Эрдоган освежил эту инициативу, которая претерпела определенные изменения. Реализация этой идеи будет означать, что Турция де-юре будет вовлечена в проблемы в регионе Южного Кавказа.

Если Анкара не является сопредседателем МГ ОБСЕ, и ее подписи нет под заявлением от 9 ноября 2020 года, то формат «3+3» с правовой точки зрения позволит ей участвовать в процессах в регионе и в какой-то степени выступать с позиции диктующей стороны.

Здесь очевиден также экономический компонент. Проводится пропаганда, что дескать границы откроются и будет экономическое развитие. Однако если это турецкий проект, то он преследует различные скрытые и открытые цели.

Самый главный для меня вопрос в том, что будет с вопросом самоопределения Арцаха? Приведет ли этот процесс к выводу арцахского вопроса с повестки дня? Не будет ли этот вопрос отодвинут на второй план?

Второе изменение заключается в следующем. В 2008 году ситуация была иной, Россия и Иран проявили безразличие к предложению Турции и план не удалось продвинуть. Сейчас мы видим, что Россия склонна к этому. Лавров несколько раз заявлял, что Москва не против.

Иран также предпринимает шаги, говорит о новой альтернативной дороге с Арменией, о дороге от Персидского залива до Черного моря. Баку, естественно, согласен. В связи с позицией Грузии сохраняется интрига, поскольку есть проблемы Южной Осетии и Абхазии. Есть еще позиция Армении, которая не ответила, и ее ответа никто не ждет. Это связано с тем, что у Еревана нет потенциала для противодействия, и он примет тот формат, вокруг которого согласятся Турция, Россия и Иран.

Это программа обещает кажущиеся развитие, безопасность и мир. Но вопрос в том, какой ценой будет достигнут этот мир. Он предполагает тотальное закрытие карабахского вопроса и признание Арцаха в рамках территориальной целостности Азербайджана. Предполагает ли это развитие экономическую экспансию Армении со стороны Турции? Очевидно, да.

Я далек от мысли, что эта программа, как говорит Пашинян, на 100% проармянская. Желание также Азербайджана протолкнуть этот формат еще больше укрепляет мои сомнения», - отметил Рубен Мелконян.

По словам тюрколога, нужно спросить у властей Армении, которые заявляли о том, что прежде чем идти на какие-то соглашения, будут говорить с народом, почему этот народ получает информацию от Эрдогана.

«Почему МИД Армении или пресс-секретарь премьер-министра не сообщают народу, если слова Эрдогана соответствуют действительности? Или если не соответствуют действительности, то почему до сих пор не было опровержения?

Если же ведутся переговоры, как говорится за спиной у народа, то это я также не могу уместить в рамки позитивного явления, поскольку их ведут победившая и проигравшая стороны, ведут Турция и Азербайджан, проводящие антиармянскую политику, и сторонник открытия эры мира в регионе. Все это дает поводы для беспокойства.

Понятно, что детального обнародования переговоров быть не может, но народ хотя бы должен знать, что ведутся переговоры по такому серьезному вопросу, в том числе с тем лицом, который оскорбляет премьер-министра Армении. Прежде чем идти на переговоры, можно было бы с «духом» ответить на выпады Алиева», - заключил он.