Турецкий рабочий Хасан Сарикай говорит, что у него нет работы, денег и надежды на лучшее будущее, пока президент Тайип Эрдоган - лидер, которого он поддерживал в течение многих лет, - остается у власти, пишет Reuters.

Как и многие жители  промышленного города Конья в консервативном центре Турции, который пережил экономический бум в первые годы правления Эрдогана, Сарикай пострадал от обвала лиры, роста инфляции и спада деловой активности.

Их несчастья могут стать проблемой для Эрдогана, поскольку экономическая боль подрывает поддержку самого успешного современного политика Турции и превращает следующие выборы, намеченные на середину 2023 года, в самое тяжелое испытание за его два десятилетия у власти.

«Я ищу работу, я не могу выплатить свои долги ... нет решения. Люди уже сыты по горло», - говорит Сарикай, выступая на оживленной улице Коньи. «Я голосовал (за Эрдогана) годами ... Теперь  он не может спасти сам себя».

Непреходящая привлекательность Эрдогана благодаря более чем дюжине побед на национальных и местных выборах была основана на рекордном экономическом росте и благочестивых консервативных ценностях, которые приводили в восторг миллионы турок-мусульман, которые долгое время чувствовали себя игнорируемыми светской элитой.

Конья была оплотом правящей партии Справедливости и развития, превратившись под ее управлением из сельскохозяйственного в промышленный центр.

Эрдоган получил 75% голосов в Конье на президентских выборах 2018 года, а поддержка ПСР была выше, чем во всех 81 провинции Турции, кроме одной. Этому господству сейчас угрожает беспрецедентный набор проблем.

Другие жители Коньи в беседе Reuters, в том числе промышленные рабочие, фермеры и студенты, повторили  жалобы Сарикая по поводу роста цен и сокращения количества рабочих мест.

Хотя многие заявили, что они поддержат  партию Эрдогана на следующих выборах, национальные опросы за последний год показывают, что разочарование Сарикая является частью более широкой тенденции, когда оппозиционные партии опережают ПСР  и ее парламентского союзника,  партии Националистическое движения.

«Никогда раньше мы не видели такой низкой поддержки ПСР», - сказал Синан Ульген, директор стамбульского Центра исследований экономики и внешней политики. «Растет мнение о том, что в 2023 году произойдут политические перемены».

Эрдоган управлял Турцией, сначала в качестве премьер-министра, а затем в качестве президента, с 2003 года. Три года назад он взял на себя более широкие полномочия при новом президентстве, которое, по словам критиков, создало гиперцентрализованную систему, плохо приспособленную для решения экономических, политических и проблем безопасности Турции.

Власть перекочевала из учреждений и министерств в обширный президентский дворец в Анкаре. С 2019 года Эрдоган отправил в отставку трех управляющих центральных банков, а в октябре уволил трех руководителей банков.

Эрдоган говорит, что центральный банк остается независимым, но он подчиняется  его призыву снизить процентные ставки до уровня ниже инфляции, что спровоцировало падение лиры на 56% в этом году и подняло стоимость жизни простых турок.

Его оппоненты, вдохновленные массой поддержки, переходят в наступление, обвиняя его в том, что он довел Турцию до нищеты.

Проблемы Эрдогана усугубляются самой президентской системой, которую он отстаивал, которая требует абсолютного большинства голосов, что лишает кандидатов возможности создавать альянсы для достижения порога.

Опросы показывают, что три потенциальных соперника - мэры Стамбула и Анкары из основной оппозиционной Народно-республиканской партии (НРП) и лидер националистической партии IYI - победят его в прямой гонке. «Это система «победитель получает все», которая повышает риск в то время, когда его политическая популярность падает», - сказал Ульген.

Впервые на выборах Эрдоган также столкнется с двумя отколовшимися партиями, созданными членами-основателями его ПСР.

Одной из них является партия «Гелечек» («Будущее»), которую возглавляет экс-премьер-министр Ахмет Давутоглу, другой - бывший союзник Эрдогана Али Бабаджан. Оба предлагают разочарованным избирателям ПСР шанс отвергнуть Эрдогана, не отказываясь от его консервативных ценностей.

В то время как национальная поддержка новых партий остается на низком уровне, измеряемом однозначными цифрами, даже незначительные колебания в их пользу могут нанести Эрдогану достаточный вред, чтобы переломить ситуацию.

«События, произошедшие с 2018 года, когда в Турции произошел первый экономический кризис при Эрдогане ... все указывают на тот факт, что Эрдоган стал султаном на закате  своей карьеры», - сказал Сонер Чагаптай, директор турецкой исследовательской программы Вашингтонского института ближнего и дальнего зарубежья.

Обеспокоенность здоровьем 67-летнего лидера, которую отвергает президентский дворец, также усилилась. Известный как пылкий оратор, Эрдоган в прошлом году иногда выглядел усталым и бледным, неловко передвигался  и задремал на камеру.

В стране, где  половина населения моложе 31 года, многие не знали другого лидера. Эрдоган говорит, что молодые турки должны ценить прогресс страны под его руководством, но он изо всех сил пытался расположить к себе большинство молодых людей.

Тем не менее партия Эрдогана по-прежнему пользуется большей поддержкой, чем любая другая партия, и может рассчитывать почти на полную поддержку со стороны СМИ, принадлежащих преимущественно его сторонникам.

При его правлении начался строительный бум и улучшилось медицинское обслуживание, и религиозные турки приветствовали отмену им ограничений на ношение головных платков.

Слабому альянсу его оппонентов не хватает согласованной политической платформы, и ему еще предстоит выбрать кандидата в президенты.

Но растущая неуверенность в перспективах Эрдогана распространяется на весь мир, где он предпринимает неуверенные попытки восстановить напряженные отношения с некоторыми союзниками и соперниками Турции.

Унал Чевикоз, посол в отставке, сказал, что такие страны, как Египет и Израиль, давно враждующие с Эрдоганом, не спешат с ним мириться. «Люди чувствуют, что сейчас дует ветер перемен, и все ждут смены правительства», - сказал он.