Нагорный Карабах подвергся нападению со стороны Азербайджана 27 сентября 2020 года. После 44-дневной войны, в которой турецкие беспилотники и наемники-джихадисты сформировали поле битвы в пользу Азербайджана, более 4000 армян были убиты. Обойдя Запад, президент России Владимир Путин 9 ноября при посредничестве договорился о прекращении огня, которое также потребовало развертывания российских миротворческих сил, пишет The National Interest. 

«В то время как Армения выводила свои войска в соответствии с условиями прекращения огня, Азербайджан продолжал свои провокационные и агрессивные действия. В мае азербайджанцы захватили 41 квадратный километр территории Армении. 40 000 перемещенных армян в настоящее время остаются без крова в результате этих недавних операций.

Помимо продолжающейся трансграничной агрессии Азербайджана, ситуация усугубляется тем, что он не возвращает военнопленных. Вне условий прекращения огня Азербайджан и Турция теперь публично требуют суверенного коридора через Армению, соединяющего Азербайджан и Турцию, который стал бы похоронным звоном независимой Армении. Это также уничтожило бы оставшихся армян Арцаха. Президент Ильхам Алиев продолжает воинственную и ненавистническую риторику расистского толка. Режим Реджепа Тайипа Эрдогана сейчас ведет переговоры с Арменией через специальных посланников, вместо того, чтобы  просто установить  дипломатические отношения.

Премьер-министр Армении Никол Пашинян предложил разместить российские войска на границе между Арменией и Азербайджаном для предотвращения нарушений режима прекращения огня. Армения подала иск в Международный суд ООН (ICJ), обвинив Баку в нарушении Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. ICJ Ю поручил Азербайджану «принять все необходимые меры для предотвращения разжигания и поощрения расовой ненависти и дискриминации, в том числе со стороны его должностных лиц в государственных учреждениях, направленных против лиц армянского национального или этнического происхождения».

Еще больше усугубляя напряженность, Алиев утверждает, что большая часть Армении, включая столицу Ереван, должна быть включена в состав Азербайджана. Это требование является тактикой торга, поскольку страны начинают переговоры о демаркации границы и транспортных соглашениях. Но это соответствует авторитарной модели распространения ложных исторических историй для поддержания коррупции и власти. Сегодня Азербайджан оккупировал 41 кв. км Армении и часто берет заложников. Он продолжает обстреливать Армению без противодействия со стороны российских миротворцев, которые должны пресекать подобные действия.

В то время как России поручено поддержание мира, а уполномоченные посредники, включая США и Францию, исключены, Россия и Турция создали свои собственные центры наблюдения за прекращением огня. Инициатива проблематична, потому что Турция не подписала соглашение о прекращении огня. Как сторона конфликта, Турция поддерживает Азербайджан в политическом и военном отношении.

Глава Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин заявил:  «мы знаем работу турецкой разведки и видим определенные элементы ее работы». Он также указал, что Россия получила подтвержденные сведения об участии сирийских наемников на поле боя. «У нас есть точная информация о присутствии террористов в зоне боевых действий в Карабахском регионе, в первую очередь с Ближнего Востока и Сирии». Турецкие официальные лица хвастаются ролью Турции в победе над армянами.

Лачинский коридор, соединяющий Армению и Арцах, является горячей точкой. Его патрулируют российские миротворцы и азербайджанские солдаты, но были инциденты, в том числе взрывы и убийства мирных жителей Армении.

Российские миротворцы ограничивают доступ в Лачинский коридор для международных СМИ и гуманитарных организаций. Транспортные переговоры провалились после того, как Азербайджан настоял на строительстве Зангезурского коридора через Армению, соединяющего Азербайджан и Нахиджеван.

Задержание военнопленных Азербайджаном также является нарушением условий прекращения огня. В нарушение условий прекращения огня, а также статей 3 и 4 Женевских конвенций Азербайджан удерживает более 100 пленных армян, заявляя, что они террористы, диверсанты и военные преступники. Вместо того, чтобы осовободить  их в соответствии с условиями прекращения огня, Алиев открыто использовал их в качестве разменной монеты. Десять человек были выборочно освобождены недавно, и Алиев рассчитывает на выгоду. На видеозаписи видно, как жена Эрдогана советует Алиеву использовать эту тактику и удерживать военнопленных -  вопиющее нарушение соглашения о прекращении огня и Женевских конвенций.

Военнопленные рассказывают, что жестокое обращение началось сразу после задержания. Они подвергались избиениям, пыткам и унижениям со стороны военнослужащих, которые взяли их в плен, при этом нарушения продолжались во время допросов и продолжительности их содержания под стражей. Военнопленным не давали ни еды, ни воды. Они были лишены сна и получали минимальную медицинскую помощь.

Российские миротворцы изначально сыграли полезную роль, предотвратив дальнейшую агрессию Азербайджана. Однако на данном этапе более эффективным будет многосторонний подход. В 1994 году Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе учредила Минскую группу под сопредседательством России, Франции и США. Минская группа может обеспечить большую прозрачность и более эффективные миротворческие операции.

Минская группа должна ускорить переговоры по демаркации границы и соглашениям о коммуникациях, создав при этом буферные зоны, которые должны быть обеспечены правовой санкцией. Она также может взять на себя руководство мониторингом, и опеределением сторон, ответственных за эскалацию насилия.

Минская группа не должна закрывать глаза на Турцию, позволяя Анкаре расширить свое присутствие на Южном Кавказе. Прямое транспортное сообщение через Нахиджеван в Баку дестабилизирует регион, и его необходимо предотвратить. Турция является стороной конфликта, не имеющей права участвовать в принуждении к миру. Необходимо расформировать совместный российско-турецкий центр.

Администрация Байдена должна настоять на возвращении всех военнопленных и привлечении к ответственности их похитителей. Франция могла бы призвать Европейский суд по правам человека сыграть роль, которая предотвратила бы преступления в будущем.

Более активное участие будет сигнализировать о приверженности США стабилизации на Южном Кавказе, прекращению злоупотреблений и усилению ответственности. Это также ограничило бы региональные амбиции России.

Многосторонний подход ограничил бы роль России на постсоветском пространстве. Это также дает возможность Соединенным Штатам и России совместно работать над урегулированием регионального конфликта, в котором их интересы пересекаются».