В топких полях и горных склонах, в труднодоступных районах, в заросшей кустарником местности, усеянной минами и неразорвавшимися боеприпасами, десятки мужчин и женщин уже более года занимаются поиском и подъемом останков павших воинов, пишет Международный Комитет Красного Креста (МККК) о последствиях нагорно-карабахского конфликта. 

Около 300 человек все еще числятся пропавшими без вести в результате эскалации нагорно-карабахского конфликта в 2020 году. С момента подписания соглашения о прекращении огня в ноябре 2020 года были обнаружены останки более 1700 человек, и начался процесс их идентификации и возвращения их семьям.

Международный комитет Красного Креста совместно с российскими миротворцами провел около 360 операций по поиску человеческих останков, оказывая поддержку местным спасательным группам в их работе.

«Ничто не может вернуть их близких, но дать этим сотням семей шанс узнать, что произошло, невероятно важно. Условия всегда чрезвычайно опасны, потому что местность усеяна минами и неразорвавшимися боеприпасами, а вдобавок ко всему зимой ухудшается видимость почти до нуля», — отметил Кристофер Пул, возглавляющий региональных специалистов МККК по наземным минам, взрывоопасным пережиткам войны, запасам и стрелковому оружию.

«Чтобы извлечь эти останки, командам по спасению приходится столкнуться со смертельной опасностью. Речь идет не только о достойном обращении с мертвыми, но и о безопасности. Наши команды поддерживают местных специалистов в этом деле», — добавил Пул.

Восстановительные работы часто приостанавливаются по разным причинам, в том числе из-за зимних условий. Эти операции являются частью многолетней работы МККК в качестве нейтрального посредника в регионе с 1992 года.

Судебно-медицинские эксперты МККК также оказывают помощь моргам в регионе, предоставляя холодильные камеры, оборудование и консультируя группы, выполняющие трудную задачу по идентификации.

«Извлечение человеческих останков, опознание жертв и возвращение их семьям является сложной задачей и требует времени. На судебно-медицинских экспертов всегда оказывается большое давление со стороны властей и семей, чтобы они работали как можно быстрее, но права на ошибку нет», — отметила Джейн Тейлор, региональный менеджер судебно-медицинской экспертизы МККК в Европе и Центральной Азии.

Помимо сотен человек, пропавших без вести в результате эскалации в ноябре 2020 года, более 4500 человек пропали без вести в результате конфликта 1990-х годов.

«Люди, пропавшие без вести, и семьи, не знающие, что с ними произошло, — это один из самых мучительных и часто упускаемых из виду шрамов, оставленных конфликтом. Тысячи семей по всей Европе сегодня живут с этой болью. Помимо пострадавших от нагорно-карабахского конфликта, есть сотни человек пропали без вести в Украине после почти восьми лет конфликта, например, и более 10 000 человек пропали без вести на Балканах», — добавил Мартин Шюпп, региональный директор МККК по Европе и Центральной Азии.