Установление прямых и вертикальных отношений с Россией пока не обсуждается, но это один из возможных сценариев. Об этом заявил омбудсмен Арцаха Гегам Степанян в эфире программы NEWS.am «Фактор силы».

«Ничего подобного еще не решено, но это слово президента исходит прямо из нашей позиции, что Арцах не может быть частью Азербайджана. Помимо проясненной для нас красной черты, мы считаем возможными разные сценарии. На протяжении всего переговорного процесса вопрос признания независимости Арцаха не стоял на столе, велись разговоры об осуществлении права на самоопределение. Была просьба увеличить численность войск, потому что ситуация действительно такова, что существующих 2000 военнослужащих недостаточно для сдерживания недавней азербайджанской агрессии. Я думаю, что когда была развернута военная группа, не была дана правильная оценка», - сказал Гегам Степанян.

По словам Защитника прав человека Арцаха, сегодня единственным иностранным представительством в Арцахе является Россия, и этот факт нельзя не учитывать.

«Российские миротворческие силы являются гарантом безопасности. Одним из важных игроков является Российская Федерация, и вполне логично, что правительство Арцаха пытается связаться с различными российскими каналами и донести то, что мы должны сказать», - подчеркнул Степанян. .

По словам Гегама Степаняна, наиболее желательным вариантом для Арцаха является присоединение к Армении, но после 44-дневной войны вероятность этого уменьшилась.

«Это было самое простое требование движения 1988 года. В этом плане в нашей позиции ничего не изменилось, но реалистична ли она? Я думаю, что слово президента по этому поводу было о вероятности, то есть он сказал маловероятно, он не упоминает, что мы этого не хотим. Если вероятность высока, то, конечно, это самый предпочтительный вариант», - сказал Степанян.

По словам Гегама Степаняна, все сценарии спорны, кроме версии о том, что Арцах может войти в состав Азербайджана в любым статусе: «Если в результате переговоров сформируется какой-либо подход, который будет для нас приемлем, мы пойдем по этому пути».