В последнее время проблема нехватки студентов на естественнонаучных факультетах встала перед научным сообществом Армении довольно остро. Дело в том, что в результате увеличения финансирования науки с 2022 года внедрен ряд новых грантовых проектов, направленных на привлечение молодых специалистов в науку и их поддержку. И научные организации, основной проблемой которых годами была нехватка денег, столкнулись с другой проблемой: теперь деньги есть, но не из кого готовить молодых специалистов.

Декан факультета физики Ереванского государственного университета Рафик Акопян проблему признает, и отмечает, что правительство и университет выделяют достаточно мест для их факультета, просто желающих обучаться физике мало. В 2021-2022 учебном году в бакалавриате факультета физики по всем специальностям выделено 127 мест, из них 47 – по госзаказу. Но учатся на первом курсе всего 73 студента. Согласно декану, такая же картина на других естественнонаучных факультетах ЕГУ.

В магистратуре в текущем году есть60 мест, из них 12 – по госзаказу, но учатся только 13. Всего на двух курсах магистратуры обучается 25 человек. В 2022 годутолько в рамках программы по поддержке передовых исследований порядка 20 групп ученых получили гранты по физике.  Они могут вовлечь в свои проекты по два студента магистратуры, то есть, уже нужно 40 человек, а их всего 25. Плюс, распределение по специальностям неравномерное (студенты выбирают специализацию по своему желанию), и по некоторым специальностям магистрантов просто нет. Сам факультет физики столкнулся из-за этого с проблемой обеспечения международных договоров с европейскими университетами. Например, есть договор с открытым университетом Бельгии, по которому студенты магистратуры физфака могут год обучаться в Бельгии по специальности фотоника. В этом году посылать некого.

Рафик Акопян предлагает заинтересованным лицам начинать работать со студентами прямо с 1-го курса, поскольку с 3-4 курса они уже работают, в основном в ИТ-компаниях. Спрос на студентов физфака, по его словам, высок не только в сфере чистой науки, но и в сфере ИТ, военно-промышленном комплексе и др. Потому что, по его словам, физика дает людям определенный способ мышления и широкий кругозор. Так что, по мнению Рафика Акопяна, на физфак надо принимать много студентов, и если они найдут свое дальнейшее призвание в бизнесе или в ИТ-сфере, с хорошим заработком, то это будет успех для них самих. Если останутся в науке, то в выигрыше будет также и государство. Очень многие, по его словам, предпочтут остаться в науке, если будут иметь хорошую зарплату, на которую можно создать семью и обеспечивать ее. Даже если эта зарплата будет меньше, чем у программиста, поскольку работа программиста несколько механическая, монотонная, а физикам нужен полет фантазии.

Привлечь студентов на факультет физики пытаются открытием новых, современных и перспективных отделений. Так, какое-то время на физфаке параллельно специализации «физика» действовала специализация«прикладная физика и математика» для подготовки специалистов сферы технологий. Но, по неизвестным причинам, эта специализация закрылась.Десятилетиями на факультете есть также специализация«физика атомных реакторов». Но, по словам Рафика Акопяна, хотя в Армении развита атомная энергетика, эта специальность не пользуется спросом у студентов. Серьезный приток для факультета как количественный, так и качественный, обеспечило открытие отделения науки о данных и искусственного интеллекта. Кончено, специалисты по искусственному интеллекту и анализу данных нужны в любой сфере, также и в физике, но вопрос нехватки студентов в чисто научной сфере это отделение решает лишь частично.

Предпринимаются и другие шаги, в частности, ведется работа со школьниками. Так декан вместе со студентами старших курсов посещает школы республики, от столичных до самых отдаленных, пытаясь вызвать у учеников интерес к физике. Рафик Акопян организует также онлайн лекции с участием известных армянских физиков, в том числе, зарубежных. Подготовительный факультет в университете закрыли давно, и теперь преподаватели физфака проводят бесплатные занятия для абитуриентов, в том числе и в онлайн режиме для жителей районов. С колледжем «Квант» и физико-математичкой школой Еревана есть договоренность о привлечении старшеклассников к исследовательской работе. А в планах на будущий год открытые колледжа ЕГУ по естественнонаучным дисциплинам.

По мнению Рафика Акопяна, интерес к физике у школьников Армении резко снизился после того, как по многим специальностям он перестал быть экзаменационным предметом. Первым от вступительного экзамена по физике отказался Американский университет, а за ним вынужденно, чтобы выдержать конкуренцию, последовали математические факультеты ЕГУ, а также инженерный и медицинский университеты. Экзамен по физике необязателен даже при поступлении на физфак, но со следующего года декан намерен исправить это упущение.

В итоге, школьники начинают воспринимать физику как ненужный предмет, еще не начав изучать ее. Они не проходят предмет углубленно, чтобы хотя бы понять, нравится им он или нет. И из-за этого республика теряет потенциальных физиков, считает Рафик Акопян. Еще одна проблема – учителя физики, их уровень подготовки, а также просто их отсутствие в отдаленных регионах. Декан предлагает организовать для школьных учителей что-то вроде курсов переподготовки: объяснять и показывать, как преподносить сложные темы, как решать сложные задачи. То, что выпускники факультета физики не имеют специализации педагога, и для работы в школе должны проходить какие-то курсы (причем, платные) Рафик Акопян считает еще одним ненужным препятствием на пути повышения уровня преподавания физики в школах.

Сам Рафик Акопян также возглавляет группу ученых, выигравших грант в рамках программы по поддержке передовых технологий. Его тема: «Жидкокристаллические волновые пластинки для оптомеханической и оптоэлектронной промышленности».

Как пояснил ученый, выражение «жидкий кристалл» уже звучало странно, а теперь выяснилось, что есть еще и «твердые жидкие кристаллы». «Жидкие кристаллы – это жидкости, обладающие анизотропными свойствами кристаллов. Твердые жидкие кристаллы обладают теми же свойствами, но они имеют мягкую упругость, как у резины. Мы занимаемся изучением оптических свойств и упругости данных материалов, и планируем создать различные оптические элементы – поляризаторы, призмы, линзы, пластинки λ/2 и λ/4 и др. Это даст возможность создавать оптические приборы очень маленьких размеров, например, очень тонкие фотоаппараты», - пояснил он.

Сейчас в группе у Рафика Акопяна доктор физмат наук Рома Алавердян, кандидаты физмат наук Геворг Григорян и Мариам Акопян, аспирант Максим Саркисян. Перед ним также стоит проблема, где взять двух студентов со следующего года, и Рафик Акопян подумывает над тем, чтобы взять их с факультета химии, поскольку для получения твердых жидких кристаллов нужны также химики.

Анаит Саргсян