Бешеные поиски Европой альтернативы российским энергоносителям резко повысили спрос   и цены  на норвежские нефть и газ, пишет AP.

«В то время как деньги льются рекой, второй по величине поставщик природного газа в Европе отбивается от обвинений в том, что он наживается на войне в Украине», - отмечает информационное агентство, напомним, об обвинениях премьер-министра Польши Матеуша Моравецкого, заявившего о том, что Норвегия «косвенно наживается на войне».

Норвегия, одна из самых богатых стран Европы, выделяет 1,09% своего национального дохода на зарубежное развитие - один из самых высоких процентов в мире, включая более 200 миллионов долларов на помощь Украине. В условиях, когда нефтяная и газовая казна полна, некоторые хотели бы, чтобы еще больше денег было выделено на облегчение последствий войны,  а не вычиталось из финансирования агентств, оказывающих поддержку людям в других странах.

«Норвегия резко сократила расходы на большинство институтов ООН и поддержку проектов по правам человека, чтобы финансировать расходы на прием украинских беженцев», - заявила директор по политике правозащитной группы Норвежского Хельсинкского комитета.Берит Линдеман.

Она помогла организовать протест в среду у здания парламента в Осло, критикуя приоритеты правительства и говоря, что польские замечания имеют «некоторые достоинства».

Цены на нефть и газ и так были высокими на фоне энергетического кризиса, а из-за российско-украинского конфликта они еще больше выросли. Природный газ продается в три-четыре раза дороже, чем в то же время в прошлом году. Международный эталон нефти марки Brent превысил отметку в 100 долларов за баррель после вторжения три месяца назад и с тех пор редко опускался ниже, отмечает агентство.

Норвежский энергетический гигант Equinor, контрольный пакет акций которого принадлежит государству, заработал в первом квартале в четыре раза больше, чем за тот же период прошлого года.

Эта щедрость заставила правительство пересмотреть свой прогноз доходов от нефтяной деятельности до 933 млрд норвежских крон (97 млрд долларов США) в этом году - более чем в три раза больше, чем было заработано в 2021 году. Большая часть доходов будет направлена в огромный фонд национального благосостояния Норвегии - крупнейший в мире - для поддержки страны, когда нефть иссякнет. Правительство не рассматривает возможность перенаправить эти средства в другое место.

Европейские страны, тем временем, способствовали взвинчиванию цен на норвежские энергоносители, пытаясь диверсифицировать поставки из России.

Европа умоляет Норвегию, а также такие страны, как Катар и Алжир, помочь справиться с дефицитом. Норвегия поставляет от 20% до 25% природного газа в Европу, в то время как Россия до войны поставляла 40%.

Несмотря на это, Осло отреагировал на европейские призывы к увеличению объемов газа, выдав операторам разрешения на добычу большего количества газа в этом году. Благодаря налоговым льготам компании инвестируют в новые шельфовые проекты, а осенью этого года откроется новый газопровод в Польшу.

Ситуация далека от июня 2020 года, когда цены рухнули вслед за пандемией COVID-19 и предыдущее правительство Норвегии ввело налоговые льготы для нефтяных компаний, чтобы стимулировать инвестиции и защитить рабочие места.

В сочетании с высокими ценами на энергоносители льготы, срок действия которых истекает в конце года, побудили компании в Норвегии выпустить целый ряд планов разработки новых нефтегазовых проектов.

Однако в рамках этих проектов начнут добывать нефть и газ только в конце этого десятилетия или даже в более отдаленном будущем, когда политическая ситуация может измениться, а многие европейские страны будут надеяться, что большая часть их энергопотребления перейдет на возобновляемые источники энергии.

К тому времени Норвегия, скорее всего, столкнется с более привычной критикой - что она способствует изменению климата.