В распоряжении шведского портала Blankspot оказали документы, которые дают уникальное представление о том, как проходили переговоры в после 44-дневной войны в Нагорном Карабахе во времена Анн Линде на посту председателя ОБСЕ. Среди прочего, они показывают, что выделение дополнительных ресурсов для достижения мирного соглашения не было приоритетом.

Ранее портал писал  о сотрудничестве Министерства иностранных дел Швеции с ISDP, исследовательским институтом, получающим деньги от Азербайджана. Это сотрудничество произошло, когда министр иностранных дел Анн Линде занимала пост председателя ОБСЕ в 2021 году и отвечала за инициирование мирных переговоров между Арменией и Азербайджаном после войны в Нагорном Карабахе 2020 года.

Blankspot ознакомился с имеющимися в открытом доступе документами, отражающими первоначальные мирные переговоры между Арменией и Азербайджаном после войны в Нагорном Карабахе.

Примерно 75-80% документов засекречены, а остальные их части были отредактированы после проверки секретности в МИД. Несмотря на это, документы свидетельствуют об активных переговорах и присутствии министра иностранных дел Швеции Анн Линде на первоначальных мирных переговорах между воюющими сторонами.

В это же время Министерство иностранных дел дало деньги научно-исследовательскому институту ISDP, имеющему далеко идущие связи с Азербайджаном.

В досье, направленном регистратору МИД, Blankspot запросил всю переписку с сопроводительными приложениями между должностными лицами МИД на председательство в ОБСЕ и Арменией и Азербайджаном, а также переписку со странами-председателями Минской группы (Россией, Францией и США).

В ответ Blankspot получил 6 документов:

1. Переписка по электронной почте с американской делегацией Минской группы от 2 ноября 2020 г., за неделю до подписания заявления о прекращении огня.

2. Брифинг для Анн Линде из Минской группы от 12 ноября 2020 года, через три дня после прекращения огня.

3. Брифинг посла Швеции в Азербайджане в Министерстве иностранных дел от 25 ноября 2020 года. Это было до председательства Швеции в ОБСЕ.

4. Краткое изложение визита Анн Линде в Азербайджан 14-15 марта 2021 года, когда ОБСЕ должна была инициировать мирные переговоры.

5. Краткое изложение визита Анн Линде в Армению 16 марта 2021 года с той же целью.

6. Краткое изложение переговоров Анн Линде с послами Армении и Азербайджана о продолжении мирных переговоров от 13 мая 2021 года.

Одним словом, документы свидетельствуют о проблемах доверия между воюющими сторонами и ОБСЕ, а также о различных взглядах на такие важные вопросы, как статус армянских военнопленных. Данные также показывают, что ОБСЕ считает присутствие России в Нагорном Карабахе соответствующим предыдущим мирным переговорам 2009 года (Мадридские принципы).

Кроме того, документы служат хронологией того, как развивались первоначальные мирные переговоры в рамках ОБСЕ.

В первом документе, относящемся к завершающим этапам войны (2 ноября 2020 года), говорится, что Швеция начала переговоры с сопредседателями Минской группы (Франция, Россия и США) и личным представителем председателя ОБСЕ Анджеем Карспшиком. Последний выступал в качестве ближайшего советника Анн Линде во время председательства в ОБСЕ.

Из переписки следует, что американский сопредседатель Эндрю Шофер хотел убедиться, что Анн Линде во время шведского председательства будет придерживаться той же линии, что и Минская группа до этого момента.

Среди прочего, был поднят вопрос о скандинавских миротворческих силах вместо российских. Американский сопредседатель Минской группы подчеркнул, что Россия планирует разместить собственные миротворческие контингенты. Соединенные Штаты предпочли найти альтернативы или, по крайней мере, иметь возможность предложить их в долгосрочной перспективе.

Похоже также, что Соединенные Штаты были разочарованы тем, что три предыдущие попытки прекращения огня, предпринятые в ходе войны, были  быстро сорваны. Делегат США заявляет, что, по их мнению, Армения хочет немедленного прекращения огня для проведения гуманитарных операций, в то время как азербайджанская сторона не хочет прекращения огня до тех пор, пока не будет заключено пакетное соглашение о «существенных переговорах».

Делегат США также назвал «смехотворным» продолжение  переговоров о прекращении огня, когда противоборствующие стороны не следовали тому, о чем они уже договорились.

Кроме того, похоже, что обе противоборствующие стороны хотели увеличить бюджет усилий ОБСЕ на мирных переговорах, чтобы обеспечить принятие дополнительных мер по укреплению доверия. Представитель Швеции отклонил запрос.

Наконец, Карспшик критикует обе стороны за то, что они не боятся того факта, что война ставит под угрозу «существование ОБСЕ».

12 ноября, через три дня после подписания соглашения о прекращении огня между Арменией и Азербайджаном с помощью России, Анн Линде запросила у Минской группы брифинг.

Американский сопредседатель заявил на брифинге, что бесполезно начинать мирные переговоры между сторонами, пока они не будут «действительно» готовы к этому шагу. С удивительнием также отмечается, что у сторон есть несколько общих моментов, хотя эти моменты являются конфиденциальными.

В документе отмечается, что размещение российских миротворческих сил соответствуют согласованным в рамках ОБСЕ Мадридским принципам 2009 года. Одним из пунктов было то, что Нагорный Карабах будет охраняться международными войсками до проведения референдума о статусе региона.

В документе говорится, что от идеи скандинавских миротворческих сил отказались. В основном это связано с тем, что, как отмечает Анн Линде, «Швеция не является нейтральной, она внеблоковая».  Кроме того, добавляет она, «нам нужно будет тщательно обдумать любые будущие запросы — процесс, требующий времени».

Подчеркивается, что роль Анн Линде как председателя ОБСЕ заключается в координации осуществления полевого присутствия с государствами-участниками и инициировании мирных переговоров.

Переписка по электронной почте от 25 ноября, в которой посол Швеции в Азербайджане Кристиан Камилл описывает свои подготовительные встречи, почти полностью конфиденциальна. Единственное, что ясно, это то, что он встречался с помощницей Мехрибан Алиевой, которая одновременно является  супругой президента Ильхама Алиева, и вице-президентом. Это указывает на то, что Азербайджану любопытно, какой будет позиция Швеции во время ее предстоящего председательства в ОБСЕ.

Заявления Азербайджана от 14-15 марта и Армении от 16 марта полнее. Предыдущие документы свидетельствовали о том, что ОБСЕ не собиралась встречаться со сторонами, если они не были искренне заинтересованы в переговорах, а поездки Анн Линде в страны привели к тому, что такие переговоры на высшем уровне состоялись впервые после войны.

Анн Линде встретилась с высшим руководством и министрами иностранных дел обеих стран.

Встреча с Ильхамом Алиевым в Азербайджане прошла в «хорошем настроении», пишет посол Кристиан Камилл. Большая часть текста является конфиденциальной, но Анн Линде подчеркивает, что формат Минской группы подходит для «содействия» мирным усилиям.

Кроме того, Анн Линде затронула тему обращения с военнопленными, которая была одной из самых острых проблем послевоенного периода.

Вскоре после войны Армения передала Азербайджану всех  военнопленных, а в азербайджанском плену осталось до 200 армян. Несколько правозащитных организаций, в том числе Human Rights Watch, обвинили Азербайджан в несоблюдении правил, касающихся военнопленных. На встрече с Ильхамом Алиевым Анн Линде подчеркивает важность их возвращения в соответствии с международным правом.

В документах также говорится, что на последующей пресс-конференции на следующий день с министром иностранных дел Азербайджана Джейхуном Байрамовым Энн Линде снова подняла этот вопрос, но Байрамов взял слово и заявил, что армяне были захвачены в плен после 10 ноября, поэтому они не считаются военнопленными.

То, как Ильхам Алиев обсуждал этот вопрос в разговоре с Энн Линде, является конфиденциальным. Однако из видеозаписи разговора четы Алиевых с четой Эрдоган стало известно, что военнопленные считались хорошим козырем против Армении.

С тех пор произошло несколько обменов военнопленными в обмен на предоставление Арменией Азербайджану карты минных полей.

С тех пор Анн Линде, как и Международный комитет Красного Креста, называли военнопленных «заключеными». Однако Красный Крест указал, что статус заключенных должен быть решен между Азербайджаном и Арменией и  он готов обеспечить безопасную передачу. Разница между статусом «заключенный» и «военнопленный» заключается в том, подпадает ли задержанный под действие положений Женевских конвенций.

Из документов встреч 16 марта в Армении видно, что Анн Линде, помимо встреч с премьер-министром Николом Пашиняном и тогдашним министром иностранных дел Ара Айвазяном, также провела краткую неофициальную и незадокументированную встречу с представителями Степанакерта.

В беседе с министром иностранных дел была подчеркнута важность добавления дополнительных ресурсов к мирным переговорам, что также было заявлено 2 ноября 2020 года и затем отвергнуто шведской делегацией. Айвазян также подчеркнул опасение возобновления полномасштабной войны, которая может привести к новому геноциду армян.

В ходе беседы с Пашиняном он вновь поднял вопрос о военнопленных, а также выразил надежду на то, что председательство Швеции в ОБСЕ будет способствовать окончательному урегулированию конфликта с учетом статуса Нагорного Карабаха.

Айвазян также выразил обеспокоенность тем, что армянское культурное наследие находится под угрозой со стороны Азербайджана на больших территориях, захваченных Баку.

Как сообщает Blankspot, эти опасения сбылись в феврале 2022 года. И это несмотря на то, что вопрос поднимался в Международном суде ООН в Гааге.

Наконец, Анн Линде подчеркнула, что окончательное мирное соглашение не было приоритетом Швеции во время председательства в ОБСЕ, а скорее констатировало соблюдение соглашения о прекращении огня.

Вот что написано в документации: «Были упомянуты приоритеты Швеции в рамках председательства. Соглашение о прекращении огня было только таковым, а не окончательным мирным соглашением. Здесь ОБСЕ могла бы внести свой вклад, предприняв дальнейшие усилия по урегулированию конфликта».

В последнем документе от 13 мая 2021 года говорится, что Линде призвала к соответствующим встречам с министрами иностранных дел Армении и Азербайджана. Причиной являются сообщения об обвинениях Армении в адрес Азербайджана во вторжении 12 мая в армянскую область Сюник.

В то время как министр иностранных дел Армении подчеркивает важность того, чтобы мировое сообщество дистанцировалось от действий Азербайджана, министр иностранных дел Азербайджана утверждает, что после войны 2020 года границы не ясны.

Blankspot  обратился в Министерство иностранных дел с вопросом о приоритетах во время президентства в ОБСЕ. В электронном письме пресс-секретарю Энн Линде упоминаются сообщения о том, что бюджет не изменился, несмотря на войну, и что Линде во время своего визита в Армению объявила, что прекращение огня является приоритетом над мирным соглашением.

Министерство иностранных дел отвечтилот следующее: «Швеция и ЕС приветствовали прекращение огня между Арменией и Азербайджаном, поскольку оно положило конец боевым действиям. Однако прекращение огня было лишь первым шагом на пути к мирному соглашению. Во время шведского председательства работа сторон по дальнейшим шагам к мирному соглашению была первоочередной задачей. Это была тяжелая работа вскоре после вооруженного конфликта со многими погибшими и огромными человеческими страданиями. Минская группа и личный представитель председателя приложили усилия для продвижения процесса».