Армянские экологи четвертый год вынуждены бороться с новой бедой – загрязнением белого аиста. Измазавшиеся в жирных отходах птицы, потеряв способность летать, погибают от истощения или становятся добычей лис, шакалов и собак. С помощью неравнодушных жителей сел экологи и зоозащитники отлавливают попавших в беду аистов, отвозят в Ереван, отмывают и выпускают в природу. Корреспонденту Новости Армении – NEWS.am посчастливилось принять участие в поимке и помывке аистов.

Очередную партию черных от жира белых аистов пришлось срочно забирать из нескольких сел Араратской и Армавирской областей поздним вечером. Сигналы поступили днем, и откладывать поимку означало бы продлить мучения беспомощных птиц на сутки и более, а то и обречь на смерть. Несмотря на поздний час, сообщившие о попавших в беду аистах сельчане ждут. «Один у нас в гараже, смогли загнать. Еще один  недалеко, сейчас поедем покажу», - встречает приехавших молодой мужчина. Аист в гараже грязный, но, к счастью, без повреждений – ведь нередко первый полет для молодых птиц заканчивается трагично из-за склеившего перья жира. Без труда упаковав птицу в мешок, едем за второй. Минут через пять в свете фар показывается гордый аистиный контур на краю оврага. Визиту птица не рада и пытается сбежать. Но с жирными тяжелыми крыльями это не так-то просто, и тоже без особого труда птица поймана и упакована в мешок. Через пару часов поездок по селам возвращаемся домой за полночь уставшие, но довольные, с шестью дополнительными пассажирами в багажнике.

Птицы будут отдыхать и набираться сил на территории, предоставленной специально для этих целей. Потом аистам предстоит купание, после чего их выпустят в природу.

«Банный день» у аистов воскресенье. Все неравнодушные, и стар и млад, могут внести свой вклад в спасение белого аиста. Стараясь минимизировать стресс, в процессе купания на головы птицам надеваются импровизированные «клобучки». Чем именно купают аистов, экологи не афишируют, дабы не вызывать у населения соблазна самостоятельно купать птиц. Кстати, процесс не из легких. Обычно купают аистов вдвоем-втроем – один удерживает голову и клюв птицы, один или двое моют крылья и туловище в ванночке. За процессом бдительно следит западносибирская лайка Габи. 

«Это нам еще повезло, что в поведении аистов нет привычки бить клювом. Вот были бы на их месте цапли…», - шутит руководитель «Фонда охраны эндемичных и находящихся под угрозой видов» и хозяин Габи Манук Манукян.

О проблеме в беседе с корреспондентом Новости Армении – NEWS.am рассказывает руководитель неправительственной организации BirdLinks Armenia Карен Агабабян.

«Первый тревожный звонок мы получили в 2019 году из села Овташен. Благодаря сети сельских жителей, которые занимаются мониторингом белого аиста. Мы эту сеть начали развивать с 2006 года, каждый год собираем данные по аисту, в том числе такого рода сигналы. В 2019 году мы в качестве источника проблемы обнаружили осетровое рыбное хозяйство, которое во время массового забоя рыбы выбрасывало внутренности в ближайший канал. Требуха текла до ближайшего препятствия, возникало заболачивание, получалась кормовая база для аистов. Я специально отметил, что речь идет об осетровых – жир покрывал перья птиц, в результате аисты теряли способность к полету, перья теряли способность терморегуляции. Против рыбного хозяйства было возбуждено административное дело», - говорит Карен Агабабян.

На следующий год выяснилось, что проблема продолжается. Следующим обнаруженным виновником загрязнения птиц оказалась Масисская мусорная свалка, которая не утилизировала надлежащим образом отходы от рыбных хозяйств. Против мусорной свалки тоже было возбуждено административное дело.

«В 2021 году мы поняли, что проблема гораздо шире. К ней причастны не только рыбные хозяйства, но и разные мелкие предприятия по производству консерв, чипсов, то есть те предприятия, в отходах которых присутствовало растительное масло. Они сливают отходы где-нибудь в Араратской долине, аисты прилетают, набирают отходы в зоб, возвращаются в гнездо, чтобы покормить птенцов, выливают всю эту массу на птенцов и перья птенцов покрываются жиром. В результате птенцы, еще растущие в гнезде, уже измазаны жиром. Это приводит к тому, что когда приходит время птенцам вылетать из гнезда, они не могут летать, совершают неудачное приземление, ломают крылья, ноги.

Когда мы поняли широту проблемы, разработали новый план, по которому решили инвентаризовать все подобные предприятия и начать с ними работать, в первую очередь затребовать у них отчет об отходах. В прошлом году природоохранная инспекция выявила более 300 подобных предприятий. Около половины уже проверены, работа продолжается, и я надеюсь, что в этом году она будет завершена. Помимо того, что у предприятий требуется отчет об отходах, который должен сдержать сведения о количестве отходов, он должен быть проверяем – то есть, что они конкретно сделали, закопали отходы, заключили контракт с мусорной свалкой об утилизации и тд, - помимо того, что он будет проверяться, он еще буде сопоставляться с общими производственными объемами предприятия, чтобы выяснить соответствие между объемами отходов и производства.

Параллельно с этим мы разрабатываем инструкцию для предприятий, предусматривающую, что они должны делать с подобными отходами, что они могут делать – потому что такие отходы являются сырьем для производства гумуса, например, что они точно не имеют права делать, какие их ждут последствия за нарушение. Возглавляем инициативу мы – неправительственная организация BirdLinks Armenia, действуем в консорциуме с организацией «Фонд охраны эндемичных и находящихся под угрозой видов», который возглавляет Манук Манукян, тесно сотрудничаем с природоохранной инспекцией и министерством окружающей среды, которое собственно и координирует вопрос. Вопрос находится в центре внимания министерства», - подчеркивает руководитель НПО.

Число загрязненных птиц разное в разные годы. Например, в первый год были спасены 22 птицы, в 2020 году всего 2 птицы, потому что большинство из измазанных птиц было способно летать. В прошлом году количество нелетающих птиц резко увеличилось, удалось спасти 20-30 птиц. В этом году уже 24 птицы отмыты, из них 14 выпущены в природу, процесс продолжается. Сигналы от сельчан поступают ежедневно. В этой связи, Карен Агабабян подчеркивает огромную роль местных жителей, которые птиц временно держат у себя, кормят, пока экологи приедут и заберут.

Что делать сельчанам, если заметили загрязненную или раненую птицу? «В первую очередь надо позвонить 911. Служба сотрудничает с нами, все необходимые номера будут переданы гражданам. Если есть возможность, аиста загнать во двор или сад, обязательно поставить ведро или миску с водой, если есть возможность подкормить. Очень хорошо замороженное куриное мясо, оно доступно по цене и удобно для кормления. Самим не надо пытаться отмыть», - советует Карен Агабабян.

Опыт армянских экологов по части помывки аистов превзошел все результаты западных коллег. «Практика в Европе и Америке по спасению измазанных чем-то птиц говорит о том, что  около 60-70% птиц погибает во время процесса, в основном вследствие стресса. У нас за все это время погибли только 2 птицы, и то в первый год, когда мы так сказать, еще набирались опыта. Причем эти птицы погибли потому, что были сильно истощены и видимо не выдержали стресса. Сейчас мы делаем по-другому. Мы передерживаем птиц примерно неделю, подкармливаем, чтобы они набрали массу и легче переносили стресс. Одно дело, когда аист более-менее привык к близкому присутствию человека, совсем другое, когда его ловят, окунают в ванну и он не понимает, что происходит», - поясняет Карен Агабабян. 

Как и следовало ожидать, случаи загрязнения зарегистрированы не только среди аистов: «Мы замечали единичные случаи загрязнения представителей других видов. Была малая выпь, была белая цапля. Но это единичные случаи».

После «бани» пришедшие в себя, основательно отчищенные от жира и почти подсохшие аисты с удовольствием приступили к завтраку.