В то время как рейтинги одобрения президента Джо Байдена продолжают колебаться в районе 40%, а опросы постоянно показывают, что большинство американцев не хотят, чтобы он баллотировался на второй срок, представители Байдена настаивают на том, что он планирует участвовать в гонке, пишет Conversation.

Было бы более удивительно, если бы он этого не сделал.

Ни один действующий президент, имеющий право баллотироваться, не отказывался от переизбрания с 1968 года. Объявление о том, что он не планирует баллотироваться, сделало бы Байдена преждевременной хромой  уткой  (Lame duck — в американском политическом сленге прозвище президента США, вскоре покидающего свой пост в результате проигрыша очередных выборов или исчерпания своего права выдвигать на них свою кандидатуру – ред.) и затруднило бы ему достижение своих целей.

Президент-хромая утка покидает свой пост в известное время. В эту категорию попадают и президенты, переизбранные на второй срок, и президенты, которые только что проиграли свою кампанию по переизбранию, а также президенты, которые решили не баллотироваться на второй срок.

В природе хромая утка особенно уязвима для хищников, потому что не может угнаться за другими утками. До того, как этот термин был применен к политике, он использовался в финансовой индустрии в Англии 18-го века для обозначения кого-то, кто находится в бедственном финансовом положении и, следовательно, уязвим для кредиторов. В политике «хромые утки» беззащитны перед конкурентами, потому что остальной политический мир ушел вперед, оставив их позади.

В период между выборами в ноябре и инаугурацией в январе «хромые утки» часто не в состоянии что-либо сделать на законодательном уровне. Вместо этого они  могут  выполнить только то, что могут сделать самостоятельно.

К примеру,  многие президенты подписывают  много помилований, особенно спорных. Но их законодательная отчетность в период неудачной работы уныла, поскольку у Конгресса мало стимулов работать с кем-то, кто скоро уйдет.

Хромые утки после выборов были политической проблемой с самого начала американской истории.

В 1861 году уходящий президент Джеймс Бьюкенен ничего не сделал, чтобы попытаться остановить отделение южных штатов, считая их проблемой Авраама Линкольна. В 1893 году Бенджамин Харрисон предпринял шаги, чтобы попытаться нанести ущерб экономике, просто чтобы затруднить управление Гроверу Кливленду. Герберт Гувер в 1933 году не изменил курса экономической политики, несмотря на то, что общественность избрала Франклина Рузвельта и явно желала перемен.

К началу 1930-х разочарование этими периодами неудачи привело к принятию 20-й поправки, которая перенесла дату инаугурации президента с 4 марта на 20 января, сократив период неудачи на шесть недель.

Барак Обама использовал исполнительные указы в последние два года своего президентства для достижения политических целей, которые он не смог протолкнуть через Конгресс. Дональд Трамп использовал исполнительные указы для внесения в последнюю минуту изменений, призванных создать дополнительные проблемы для Джо Байдена.

Некоторые президенты остаются «хромыми утками» в течение более длительного периода — те, кто не может снова баллотироваться после двух сроков, или те немногие, кто объявил во время своего первого срока, что  не будут переизбираться.. Они сталкиваются с другой проблемой управления.

Президенты второго срока, как правило, способны добиться чего-то в течение первых двух лет своего второго срока, возможно, трех, если они популярны. Но как только начинается следующий избирательный цикл, пресса и общественность переключают свое внимание на кандидатов, и президент теряет большую часть своей способности контролировать повествование в СМИ или достучаться до общественности.

Как только кандидаты заявляют, что они баллотируются, пресса относится к президентам-неудачникам как к старым новостям и пренебрежительно относится ко всему, что может делать уходящий президент.

Конгресс, особенно контролируемый оппозиционной партией, часто придерживается аналогичного подхода. Например, в последний год Обамы на посту президента республиканцы в Конгрессе заблокировали все его усилия, в том числе его попытку назначить судью на вакансию Верховного суда.

Как специалист в области президентства, изучавший выборы и переходный период, я считаю, что, если Байден объявит, что не баллотируется на переизбрание, произойдет немедленный и неизбежный сдвиг в СМИ, Конгрессе и руководстве Демократической партии, чтобы сосредоточиться на выборах 2024 года. Он столкнется с тем же обращением, с которым в прошлом сталкивались «хромые утки», особенно если республиканцы получат контроль над Палатой представителей или Сенатом, или и тем, и другим на промежуточных выборах 2022 года.

Судьба Байдена в руках Конгресса, прессы и общественности может быть еще хуже, поскольку решение не баллотироваться, скорее всего, будет расценено как провал.

Только три президентов после первого срока отказались баллотироваться на второй срок. Наиболее похожий случай был с Линдоном Джонсоном, который прослужил около пяти лет, закончив срок убитого президента Джона Ф. Кеннеди, прежде чем был избран на полный срок в 1964 году.

Когда Джонсон решил не баллотироваться на переизбрание в 1968 году, он потерял общественную поддержку перед лицом непопулярной войны во Вьетнаме и сильной оппозиции внутри его собственной партии.

Если Байден объявит, что не баллотируется, это откроет поле для потенциальных кандидатов от Демократической партии, которые не хотят баллотироваться против действующего президента своей собственной партии.

Но Байден скорее захочет отложить объявление, чтобы средства массовой информации сосредоточили внимание на его администрации и политических целях, которых он надеется достичь, особенно на тех, которые требуют действий со стороны Конгресса. В конце концов, срок его полномочий длится до 20 января 2025 года, независимо от того, баллотируется он снова или нет. Чтобы чего-то добиться за последние два года, ему нужно будет сосредоточить внимание СМИ и Конгресса на своей администрации.

Это вызовет напряженность между потенциальными президентами и человеком, который в настоящее время занимает этот пост. Но Байдена, как и любого президента, больше заботит собственная повестка дня, чем кампании других. Его повестка дня имеет больше шансов, если он будет баллотироваться, чем если бы он этого не сделал.

Тем не менее, сочетание преклонного возраста и непопулярности делает возможным решение Байдена отказаться от второго срока. Если он примет это решение, он, скорее всего, будет тянуть как можно дольше, прежде чем объявить об этом. С того момента, как он станет «хромой уткой», самые продуктивные дни его президентства наверняка останутся позади.