Транснациональные компании разрабатывают планы непредвиденных обстоятельств на случай военного конфликта между США и Китаем, пишет Financial Times.

Интенсивное планирование со стороны бизнес-лидеров в США, Европе, Японии и других странах является сигналом того, что инвесторы в Китае больше не считают вторжение на Тайвань просто маловероятным риском.

«Происходит много сценарных размышлений . . . вплоть до: «Что будем делать, если будет война?» Должны ли мы закрыть свернуть операции в Китае? Как мы можем поддерживать наш бизнес?»», — сказал Йорг Вуттке, глава Торговой палаты ЕС в Китае. «Этот маленький остров внезапно во многих штабах восприняли, будто это будет следующая Украина», — сказал Вуттке.

Еще до того, как в этом месяце обострилась напряженность вокруг Тайваня, транснациональные компании, работающие в Китае, столкнулись с растущими репутационными рисками и давлением со стороны Вашингтона и его союзников, требующих диверсификации и отказа от континентального рынка.

Лидеры бизнеса заявили, что отсутствие исхода иностранных компаний подчеркивает нехватку альтернатив крупнейшему в мире потребительскому рынку и самой важной производственной базе. Но некоторые американские компании рассматривают возможность переноса части своей деятельности из Китая, что угрожает экономическим связям между сверхдержавами.

Эрик Чжэн из Американской торговой палаты в Шанхае сказал, что для многих американских производителей с глобальными цепочками поставок тайваньский кризис усугубил «материальные» последствия ухудшения отношений между США и Китаем, такие как торговые тарифы, и вынудил их серьезно подумать о строительстве заводов в других странах.

Другой руководитель американского бизнеса, попросивший не называть его имени, подчеркнул, что планирование на случай непредвиденных обстоятельств отражает не «антикитайскую» позицию, а скорее разумный ответ на реалии и потенциально катастрофические последствия повышенного риска военного конфликта.

Тем не менее, Чжэн сказал, что многие крупные американские компании, в том числе Disney и Tesla Илона Маска, взяли на себя долгосрочные обязательства быть «в Китае, для Китая» и по-прежнему сильно зависят от доступа к своим 1,4 миллиардам потребителей.

Самая серьезная конфронтация из-за Тайваня почти за два десятилетия также усилила политическое давление на компании, которые полагаются на экспорт в Китай.

Дэвид Махон, западный инвестиционный менеджер и советник, работающий в Пекине с 1985 года, сказал, что для таких групп, как новозеландский экспортер молочных продуктов Fonterra, диверсификация с их наиболее важного рынка будет непростой задачей. «Им посоветовали диверсифицироваться. Вопрос в том, где? Перестану ли я получать прибыль в течение следующих пяти лет? Деваться некуда», — сказал Махон.

Fonterra заявила, что внимательно следит за геополитическими событиями, и «Китай продолжает оставаться прибыльным рынком с прекрасными перспективами».

Рейджи Морока, финансовый директор японского торгового дома Sumitomo, заявил журналистам на брифинге, что компания «рассмотрит свои следующие шаги», поскольку она следит за последствиями визита Пелоси. «Для нас очень важно, как мы справимся с риском глобального разъединения по мере роста геополитической напряженности», — сказал Морока, добавив, что Sumitomo не изменила свою бизнес-стратегию в Китае.

Нориаки Ямага, исполнительный директор судоходной компании Kawasaki Kisen Kaisha, поставил под сомнение степень ослабления экономических и торговых связей между США и Китаем, несмотря на временные сбои в работе из-за таких событий, как визит Пелоси.

Эндрю Гилхольм, глава отдела анализа Китая в консалтинговой компании Control Risks, отметил, что прошлые кризисы вокруг Тайваня, как правило, были вызваны событиями в Тайбэе и несли меньший риск разжигания конфликта, поскольку США ранее обладали гораздо более сильным военным преимуществом.

«Китай смотрит на [политику США, бросающую вызов Пекину] и не считает ее ответными, сдерживающими шагами. Они считают их провокационными шагами, угрожающими статус-кво, и чувствует необходимость ответить собственными сдерживающими действиями», — сказал Гилхольм.

Чжэн из AmCham Shanghai сказал, что напряженность может быть ослаблена только после того, как Си и Байден смогут встретиться лично, что, как он ожидал, произойдет после партийного съезда в этом году. «Суть в том, что лидеры США и Китая должны урегулировать свои разногласия».