Промышленные гиганты Европы уже несколько месяцев опасаются, что нехватка газа этой зимой подорвет производство. Но даже при наличии топлива компании обнаруживают, что не могут себе его позволить, пишет Bloomberg.

«Дело не в отключениях. Дело в ценах, в стоимости», - объяснил главный исполнительный директор Traton SE, подразделения Volkswagen AG по производству грузовиков Кристиан Левин.

Европа платит за газ в семь раз больше, чем США, что свидетельствует о резком снижении конкурентоспособности промышленности континента и грозит нанести долгосрочный ущерб его экономике. Поскольку президент России Владимир Путин удвоил свои военные действия в Украине, мало признаков того, что газовые потоки - и существенно более низкие цены - будут восстановлены в Европе в ближайшей перспективе, отмечает СМИ.

Признаки экономической трансформации уже налицо: Германия, крупнейшая экономика Европы, стала свидетелем сокращения  ее обычного  торгового профицита, поскольку резкий рост стоимости импортируемых энергоносителей компенсирует ее дорогостоящий экспорт автомобилей и оборудования, а химические компании начали переносить производство за пределы страны. В прошлом месяце цены немецких производителей подскочили на рекордные 46%.

Производитель пластмасс Covestro AG не будет инвестировать в рост производства в Европе, если кризис продолжится, и вместо этого обратит свой взор на Азию, где, по словам главного исполнительного директора Маркуса Штайлеманна, компания может обеспечить себя энергией по ценам в 20 раз дешевле, чем на спотовом рынке Германии и Европы. Volkswagen, крупнейший европейский автопроизводитель, предупредил в четверг, что может перераспределить производство из Германии и Восточной Европы, если цены на энергоносители не снизятся.

В выходные канцлер ФРГ Олаф Шольц отправится с группой лидеров бизнеса на Ближний Восток, где попытается заключить сделки по сжиженному природному газу с Саудовской Аравией и Катаром, чтобы компенсировать сокращение поставок Россией.

Но переговоры идут с трудом, поскольку поставщики газа, включая Катар, ведут жесткую игру по цене и срокам потенциальных соглашений, сообщили немецкие чиновники. Обсуждения с поставщиками в Европе и Северной Америке оказались такими же сложными, что подчеркивает нелегкую борьбу, с которой сталкивается Шольц в обеспечении поставок по ценам, которые позволят сохранить конкурентоспособность экономической базы Германии.

Компания Covestro ожидает, что в 2022 году ее расходы на топливо достигнут 2,2 миллиарда евро (2,2 миллиарда долларов), что почти в четыре раза превышает расходы в 2020 году.

«При нынешнем уровне цен энергоемкая промышленность Германии больше не является конкурентоспособной на мировом рынке», - заявила представительница компании Covestro. - Для ряда химических веществ импорт из США или Китая уже дешевле, чем их местное производство».

Там, где это возможно, производители, включая Volkswagen и BMW AG, переходят с газа на нефть или уголь, чтобы поддерживать работу предприятий. Но некоторые энергоемкие производства - такие как производство металлов, бумаги и керамики - стали невыполнимыми, что побуждает все большее число компаний закрывать предприятия, переносить производство за границу или, как, например, химический гигант BASF SE, импортировать ключевые материалы, такие как аммиак, у конкурентов. Mercedes-Benz AG фактически наращивает производство ключевых автозапчастей, чтобы создать запасы на случай, если придется закрыть немецкие заводы.

«Это бремя наносит долгосрочный ущерб промышленному ядру нашей экономики, - отметил Кристиан Зайферт, управляющий директор VIK, группы, представляющей интересы энергоемких компаний. - Мы настоятельно советуем политикам принять решительные меры, чтобы Германия и Европа как место ведения бизнеса не остались позади на международном уровне».

Правительства по всей Европе, где промышленное производство составляет примерно четверть экономики, принимают экстренные меры по поддержке коммунальных служб и смягчению последствий кризиса. На этой неделе Великобритания объявила о плане, оцениваемом в 40 миллиардов фунтов стерлингов (44,8 миллиарда долларов США), который предусматривает ограничение оптовых цен на энергоносители, которые используются в контрактах на поставку газа и электроэнергии для предприятий в течение шести месяцев.

Германия, которая сильно зависит от российского газа, пострадала от нехватки энергии сильнее, чем многие ее соседи. Но остальная часть континента находится в таком же тяжелом положении. Во Франции производитель стекла Duralex, расположенный недалеко от Орлеана, заявил, что переводит свою печь в режим ожидания на 5 месяцев, несмотря на то, что портфель заказов компании полон, а продажи растут.

Президент Франции Эммануэль Макрон в четверг призвал малый и средний бизнес воздержаться от подписания новых энергетических контрактов по «безумным ценам», заявив, что правительства находятся в процессе пересмотра стоимости газа и электроэнергии.

Ставки, пожалуй, наиболее высоки в Германии, где промышленное производство составляет около 30% экономики и где занято около 1,15 млн. человек. Энергоемкие заводы по всей стране производят все - от компонентов коробок передач для автомобилей до химических веществ для лекарств и повседневных пластмасс. Компания Covestro, которая производит материалы для строительной и автомобильной промышленности, заявила, что спрос начинает снижаться.

«Мы постепенно теряем наших клиентов, - сказал Штайлеманн. - У нас увеличилось число банкротств, увеличилось число закрытий и очень сдержанные закупки».

На этой неделе Германия заявила, что национализирует Uniper SE, крупнейшего импортера газа в стране, влив в него 8 млрд. евро, и страна готова ввести с 1 октября налог на газ, который распределит боль от резкого роста оптовых цен на энергоносители на домохозяйства и предприятия.

«Наши компании больше не могут справляться с дальнейшим бременем, - сказал Вольфганг Гроссе Энтруп, президент химической ассоциации VCI, организации, представляющей такие компании, как BASF и Evonik Industries AG, ключевых поставщиков для немецкого автопрома. - Ситуация становится все более радикальной».