По мере того, как Россия все глубже погружается в украинскую трясину, Кремль теряет свои военные и дипломатические возможности посредничества в затянувшемся конфликте между Арменией и Азербайджаном, и администрация Байдена стремится заполнить эту пустоту, пишет Дэвид Игнатиус в своей статье на Washington Post.

«Советник по национальной безопасности Джейк Салливан на этой неделе провел, как они их назвал, «прямые и конструктивные переговоры» со своими коллегами из Армении и Азербайджана Арменом Григоряном и Хикметом Гаджиевым. За встречей последовали посреднические усилия Филипа Рикера, старшего советника Госдепартамента по Кавказскому региону. По словам посла Армении в Вашингтоне Лилит Макунц, встреча в Белом доме подготовила «дорожную карту» для дальнейших мирных переговоров между двумя странами. Следующим шагом, сказала она, будет встреча в начале октября в Женеве между министрами иностранных дел двух стран, к которой присоединятся Рикер и дипломат Европейского Союза. По словам Макунц, переговоры были «свидетельством тесного взаимодействия с США».

Армения и Азербайджан провели ряд ожесточенных сражений за спорный регион Нагорного Карабаха. Азербайджан потерял территорию в войне 1994 года, но восстановил контроль над обширными территориями после ожесточенных боев в 2020 году. В ноябре того же года Россия договорилась о прекращении огня и последующих мирных переговорах. Но Москве с тех пор не удалось сдержать конфликт. В этом месяце Азербайджан вторгся в Армению, открыв очередной кровавый раунд. Неспособность России добиться мира на Кавказе может быть самым ярким признаком того, как война в Украине ослабила способность Москвы добиваться принятия решений на своих границах. Российские военные не смогли сыграть обещанную им миротворческую роль между Арменией и Азербайджаном.

И российским дипломатическим усилиям сейчас не доверяют обе стороны. У Москвы аналогичные проблемы и в других местах на ее периферии. Швеция и Финляндия отказались от нейтралитета и взяли курс на вступление в НАТО. Президент Казахстана назвал войну в Украине «безнадежной ситуацией» и открыл границу для россиян, спасающихся от военной мобилизации президента Владимира Путина. Этим летом Кыргызстан и Таджикистан приветствовали визиты главы Центрального командования США генерала Майкла Эрика Куриллы, несмотря на возражения России. Постсоветская «империя» заметно трещит по швам. Замешательство России, похоже, подталкивает Армению к более тесному сотрудничеству с Соединенными Штатами. Армяне, окруженные враждебно настроенными соседями, давно ищут защиты у Москвы, несмотря на демократическую, прозападную политическую ориентацию своей страны. Во время нападения Азербайджана в этом месяце, Армения запросила срочную помощь у Организации Договора о коллективной безопасности - попытки Москвы создать региональный союз наподобие НАТО.

Но ОДКБ ничего не сделала. Секретарь Совета безопасности Армении Григорян объяснил в интервью цель своего визита в Вашингтон на этой неделе: «Я здесь, чтобы обсудить, как мы можем укрепить американо-армянские отношения». По его словам, сферы потенциального сотрудничества включают безопасность, энергетику, дипломатию и экономические отношения. Основой отношений станет «демократия, укрепляющая демократию». Остается неясным, распространятся ли расширяющиеся американо-армянские отношения на военное сотрудничество. В сентябре министр обороны Армении посетил Пентагон. Армения нуждается в лучшей подготовке и снаряжении для своих вооруженных сил, которые сильно проиграли в последней войне с Азербайджаном. Но видимых признаков военной помощи США нет.

Катализатором улучшения американо-армянских отношений стал визит в Ереван 17 сентября спикера Палаты представителей Нэнси Пелоси, который состоялся вскоре после нападения Азербайджана. Григорян сказал, что поездка Пелоси остановила дальнейшую эскалацию. «Этот визит дает надежду, что Армения не одинока в своей борьбе», - сказал он. В насущном вопросе отношений Армении с Турцией также есть небольшие проблески перемен. Анкара продолжает отрицать османский геноцид 1915 года, самое мрачное событие в истории Армении. Но Григорян сказал, что обсуждение «нормализации» с Анкарой началось, и лидеры двух стран в принципе согласились открыть свои границы для транзита, первоначально для граждан третьих стран. «Мы ожидаем, что это произойдет как можно скорее», - сказал Григорян об открытии границы. Но, как всегда в таких дипломатических гамбитах, дьявол кроется в деталях».