Министры энергетики ЕС встречаются в Брюсселе в четверг, чтобы утвердить последний набор чрезвычайных мер по смягчению последствий энергетического кризиса, но планы рискуют быть омрачены разногласиями по поводу того, следует ли и как ограничивать цены на газ, передает Reuters.

На столе находятся новые законопроекты об ускорении разрешительных процедур для возобновляемых источников энергии и запуске совместных закупок газа для 27 стран ЕС.

Польша, Бельгия, Италия и Греция пригрозили заблокировать их, если пакет также не будет содержать предельную цену на газ. Однако небольшой, но влиятельный лагерь во главе с Германией выступает против ограничения, заявляя, что это побудит поставщиков продавать газ другим клиентам.

Europex, ассоциация европейских энергетических бирж, в числе тех, кто критиковал планы такого вмешательства.

Поскольку температура на континенте падает в преддверии зимы, министрам предстоит еще раз рассмотреть вопрос, который разделял ЕС на протяжении многих месяцев.

Европейская комиссия до сих пор предлагала применять ограничение к деривативам на месяц вперед на бирже Title Transfer Facility (TTF), базирующейся в Нидерландах газовой бирже, которая служит эталоном цен в Европе.

Это не повлияет на внебиржевую (OTC) торговлю, которая, по мнению Комиссии, является предохранительным клапаном для критически важных поставок, но вряд ли займет какую-либо значительную долю торговли. Предлагаемый механизм будет активирован, если произойдет резкий скачок цен на газ в Европе без аналогичного движения на мировых рынках, а это означает, что ЕС отклонится от мировых цен на сжиженный природный газ (СПГ).

По мнению Комиссии, второе условие является ключевым для продолжения привлечения поставок СПГ в Европу.

Агентство ЕС по сотрудничеству органов регулирования энергетики (ACER) будет ежедневно отслеживать рынки, и если произойдет скачок цен, отличающийся от мировых рынков, оно в тот же день проинформирует исполнительную власть ЕС, и ограничение вступит в силу автоматически.

Комиссия будет иметь право немедленно приостановить ограничение, если это приведет к непредвиденным негативным последствиям для блока, в том числе с точки зрения безопасности поставок. В противном случае Комиссия остановит  механизм, если  он выполнит свою задачу.

Комиссия заявила, что ограничение будет «крайним средством», в первую очередь предназначенным для сдерживания. Пока не сообщается, как долго он будет доступен.  Утверждается,  что предлагаемое вмешательство в рынок не оказывает прямого влияния на какие-либо существующие долгосрочные контракты.