Украина всегда была разделенной нацией. Северо-Западная и Центральная Украина, которая когда-то была частью Речи Посполитой, а затем Австро-Венгерской империи, всегда была обращена на запад к Европе; Юго-восток, длинная часть Российской империи, всегда был обращен на восток к России. Исторически сложилось так, что Западная Украина голосовала за кандидатов в президенты, проводивших политику, ориентированную на Европу, а Восточная Украина голосовала за президентов, проводивших политику, ориентированную на Россию. Страна попала в перетягивание каната, уязвимая для разрыва на части, пишет The American Conservative

«Разрыв произошел резко после спонсируемого и поддержанного США переворота 2014 года. Этот переворот был направлен на то, чтобы заменить президента, благосклонного к России, президентом, выбранным США, и приблизить Украину к сфере безопасности Европы и НАТО.

Сцена для переворота была подготовлена, когда Украина оказалась перед выбором экономического союза с Европейским Союзом или  Россией. Как предсказывали география и история, украинцы были разделены почти поровну. Когда США и ЕС отвергли предложение Путина, что оба союза могут помочь Украине, и заставили Украину сделать выбор, началось судьбоносное перетягивание каната.

Предложение ЕС было де-факто членством в НАТО в экономической одежде. Почетный профессор российских исследований в Принстоне Стивен Коэн сказал, что предложение Европейского Союза также «включало положения о «политике безопасности», которые, по-видимому, подчиняли бы Украину НАТО». Положения обязывают Украину «придерживаться европейской политики в области «военных дел и безопасности». В статье 4 Соглашения об ассоциации ЕС с Украиной говорится, что соглашение будет «способствовать постепенному сближению в вопросах внешней политики и безопасности с целью еще более глубокого участия Украины в европейской зоне безопасности». В статье 7 говорится о сближении безопасности и обороны, а в статье 10 добавлено, что «стороны должны изучить потенциал военно-технического сотрудничества».

В ходе последовавшего за этим переворота США выбрали президента, который смотрел в сторону Запад, на Европу и Америку. Теперь, когда Украина втянулась в американскую сферу, Путин вывел Россию из ее политики уступчивости после холодной войны и дал отпор однополярному миру во главе с США. Россия аннексировала Крым, и началась гражданская война между Донбассом на востоке и Киевом и Западной Украиной.

Но Украина стала горячей точкой задолго до этого.

Теоретически всегда было известно, что Украина является потенциальной горячей точкой. Именно поэтому во внутреннем проекте документа США от 1991 года рекомендовалось оставить «возможность присоединения Украины к программе связи НАТО» «на более позднее время». В 1993 году Великобритания предупредила советника Клинтона по национальной безопасности Энтони Лейка, что «расширение НАТО за счет включения Украины перейдет самую красную из красных линий России». Ричард Холбрук, который агрессивно продвигал расширение НАТО, сказал, что НАТО — это «союз, в который [Украина], вероятно, никогда не войдет».

В ранее забытом эпизоде тогдашний американский посол в России Уильям Бернс ответил Кондолизе Райс, что «вступление Украины в НАТО является самой яркой красной чертой для российской элиты (не только для Путина)... Я еще не нашел никого, кто рассматривал бы Украину в НАТО как нечто иное, прямой вызов интересам России... Сегодняшняя Россия ответит».

Теория перешла в практическую плоскость в 2008 году на саммите НАТО в Бухаресте. Президент Буш, пытаясь ускорить вступление Грузии и Украины в НАТО, попросил саммит «приветствовать Грузию и Украину в «Плане действий по членству». Его попытку заблокировали канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Николя Саркози. В качестве компромисса Грузии и Украине было гарантировано возможное членство: «НАТО приветствует евроатлантические стремления Украины и Грузии к членству в НАТО. Сегодня мы согласны, что эти страны станут членами НАТО».

Российское руководство ясно дало понять, что видит в этом обещании реальную угрозу. Путин предупредил, что членство Грузии и Украины в НАТО представляет собой «прямую угрозу» безопасности России. Джон Миршаймер цитирует российского журналиста, который сообщил, что Путин «пришел в ярость» и предупредил, что «если Украина вступит в НАТО, то без Крыма и восточных регионов. Она просто развалится».

Еще до этого внутренняя политика Украины начала сигнализировать о грядущем кризисе. На выборах 2004 года Виктор Янукович, которого поддерживал пророссийский Восток, столкнулся с Виктором Ющенко, чья поддержку исходила из западного региона, который склонялся к США и Европе. Платформа Ющенко включала стремление к членству в ЕС и НАТО.

Путин дал понять, что поддерживает Януковича. Он отправился в Киев, чтобы поддержать его кампанию. Он публично пожелал ему удачи. Он высоко оценил экономические показатели правительства Януковича. По словам Филипа Шорта в книге «Путин», «кремлевский политический стратег Глеб Павловский переехал в Киев, чтобы консультировать  предвыборный штаб».

Первый тур закончился разделением голосов 39,87% против 39,32% в пользу Ющенко. Выборы прошли во второй тур. С безудержным мошенничеством во втором туре очевидная победа Януковича была отменена Верховным судом Украины.

О вмешательстве США в дела Ющенко сообщалось меньше, чем о причастности путинского режима. Филип Шорт сообщает, что в год выборов Джордж  Буш, Генри Киссинджер и Джон Маккейн отправились в Украину, чтобы прояснить предпочитаемый США результат. Буш «послал председателя сенатского комитета по международным отношениям Ричарда Лугара в Киев в качестве своего личного эмиссара». Он сообщает, что Збигнев Бжезинский, который был советником Картера по национальной безопасности, зашел так далеко, что призвал «вырвать Украину из объятий России».

Выборы 2004 года превратились в перетягивание каната между США и Россией. Именно тогда Украина, возможно, впервые стала очагом возгорания, которое перерастет в новую холодную войну. На новых выборах победил предпочитаемый Западом кандидат Виктор Ющенко. Путин сказал: «Они крадут Украину»».