Финляндия впервые намекнула на то, что может вступить в НАТО, не дожидаясь Швеции, после того, как ее сосед столкнулся с очередным сопротивлением со стороны президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, передает Bloomberg.

Путь, выбранный министром иностранных дел Пеккой Хаависто, в случае реализации, ознаменует значительный сдвиг в политике Финляндии, после того как  в мае страны Северной Европы подали совместную заявку на вступление в Организацию Североатлантического договора. Столкнувшись с постоянными возражениями со стороны Турции две скандинавские страны до сих пор настаивали на совместном рассмотрении своих заявлений.

Пока неясно, насколько Финляндия изменит свой подход. Позиция по-прежнему заключается в том, чтобы две страны вступили в НАТО одновременно, учитывая соображения безопасности, сказал Хаависто журналистам в Хельсинки, смягчив комментарии, сделанные ранее в тот же день, когда он заявил, что Финляндии, возможно, придется подготовиться к тому, чтобы действовать в одиночку.

«Совместный путь в НАТО все еще возможен», — сказал Хаависто, добавив, что «где-то в глубине души мы рассматриваем варианты на случай, если страна столкнется с постоянным сопротивлением».

Турция и Венгрия — единственные два из 30 членов НАТО, которые еще не ратифицировали заявки. Накануне Эрдоган исключил поддержку заявки Швеции после того, как крайне правый шевдский активист сжег Коран в Стокгольме. В ответ на его комментарии официальные лица США вновь заявили о своей поддержке расширения НАТО.

Комментарии Эрдогана вызвали новый уровень сомнений в отношении перспектив вступления Швеции в альянс, поскольку турецкий лидер не уточнил, готов ли он изменить свою позицию. Поскольку выборы намечены на май, Эрдоган стремится заручиться поддержкой религиозных консерваторов.

Турция предложила рассматривать заявку Финляндии отдельно в начале процесса, потому что у нее не было серьезных проблем с Хельсинки, но против этой идеи выступили как страны Северной Европы, так и генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, заявили два турецких чиновника, которые говорили на условиях анонимности.

По их словам, Турция в значительной степени довольна сотрудничеством Хельсинки с Анкарой, что отразится на решении Турции.

По словам Хаависто, вступление в НАТО без Швеции оставит большую территорию в тылу Финляндии за пределами альянса, что может поставить под угрозу пути снабжения и способность НАТО предоставить гарантии безопасности согласно статье 5. Это также повлечет за собой свертывание некоторого военного сотрудничества, которое развивалось между двумя странами на протяжении многих лет.

«Нет плана Б», — сказал Хаависто. «Этот путь не считался возможным, и отчасти это связано с тем, как планировать нашу оборону. Скандинавскую оборону очень сложно организовать, учитывая нашу протяженную восточную границу и принимая во внимание наихудшие сценарии, и Швеция играет ключевую роль в том, как мы организуем эту оборону».

Венгрия заявила, что планирует ратифицировать заявки в следующем месяце,. Одобрение Будапешта оставит Турцию единственным противником расширения, которое дипломаты НАТО надеялись завершить к саммиту альянса в Вильнюсе в июле.