Дискуссии о войне России на Украине все больше сосредоточены на том, чем может закончиться конфликт. В новой статье эксперты американского аналитического центра RAND определяют пути возможного развития войны и возможные последствия для интересов США.

Они утверждают, что Соединенные Штаты сильно заинтересованы в том, чтобы избежать затяжной войны на Украине. И хотя Вашингтон не может в одиночку определить продолжительность конфликта, он может предпринять шаги, чтобы сделать его урегулирование путем переговоров более вероятным. К ним относятся уточнение планов будущей помощи Украине, принятие обязательств по обеспечению безопасности Украины, предоставление гарантий нейтралитета Украины и установление условий снятия санкций с России.

Такие шаги могут стать ключом к тому, чтобы подтолкнуть Россию и Украину к мирным переговорам. Альтернативой является «долгая война, которая создаст серьезные проблемы для Соединенных Штатов, Украины и остального мира».

«…Хотя более продолжительная война может позволить украинским военным отвоевать больше территории, есть и другие последствия продолжительности войны для интересов США. Затянувшийся конфликт, каким бы извращенным он ни казался, имеет некоторые потенциальные преимущества для Соединенных Штатов. Более продолжительная война приведет к дальнейшему ослаблению российских вооруженных сил и ослаблению российской экономики. Но война уже была настолько разрушительной для российской мощи, что дальнейшее постепенное ослабление, возможно, уже не является столь значительным преимуществом для интересов США, как на более ранних этапах конфликта... Длительная война также будет оказывать давление на европейские правительства, заставляя их продолжать снижать энергетическую зависимость от России и тратить больше средств на свою оборону, что, возможно, уменьшит оборонное бремя США в Европе в долгосрочной перспективе. Тем не менее, у долгой войны есть и существенные недостатки. Более продолжительная война приведет к дальнейшим человеческим жертвам, перемещению и страданиям украинского гражданского населения; минимизация этих гуманитарных последствий для Украины — в интересах США.

Продолжающийся конфликт также оставляет открытой возможность того, что Россия сведет на нет военные успехи Украины, достигнутые осенью 2022 года. Интенсивность усилий по оказанию военной помощи также может стать неустойчивой после определенного периода. Сообщается, что европейские и некоторые американские запасы оружия уже истощаются. Таким образом, есть основания сомневаться в том, что более продолжительная война приведет к дальнейшим достижениям Украины — возможны и потери.

Затраты Соединенных Штатов и Европейского Союза на поддержание экономической платежеспособности украинского государства со временем будут многократно возрастать, поскольку конфликт сдерживает инвестиции и производство; украинские беженцы по-прежнему не могут вернуться; и, как результат, налоговые поступления и экономическая активность падают значительно ниже, чем до войны.

Кампания России по уничтожению жизненно важной инфраструктуры Украины создаст серьезные долгосрочные проблемы для поддержания военных действий и восстановления экономики, а также существенно увеличила прогнозы Киева относительно экономической поддержки, которая ему потребуется от Соединенных Штатов и их союзников.

Глобальные экономические потрясения, вытекающие из от войны будут продолжаться и, возможно, умножаться, пока продолжается конфликт. Начало войны вызвало резкий рост цен на энергоносители, что, в свою очередь, способствовало инфляции и замедлению экономического роста во всем мире. Ожидается, что эти тенденции сильнее всего ударят по Европе. Один только рост цен на энергоносители, вероятно, приведет к почти 150 000 избыточных смертей (на 4,8% больше, чем в среднем) в Европе зимой 2023 года.

Помимо потенциальных выгод для России и экономических последствий для Украины, Европы и всего мира, затяжная война также будет иметь последствия для внешней политики США. Способность США сосредоточиться на других своих глобальных приоритетах — в частности, на соперничестве с Китаем — будет оставаться ограниченной до тех пор, пока война отнимает время высокопоставленных политиков и военные ресурсы США. Двустороннее или многостороннее взаимодействие — не говоря уже о сотрудничестве — с Россией по ключевым интересам США маловероятно.

 В глобальном масштабе сохраняющаяся заоблачная напряженность в отношениях с Россией будет по-прежнему наносить ущерб работе многосторонних институтов, таких как Совет Безопасности Организации Объединенных Наций (ООН), и ограничивать возможности коллективных ответов на общие вызовы. Углубление военного сотрудничества России с Ираном во время этой войны — в то время, когда Иран отказывается от своих обязательств по сдерживанию своей ядерной программы — предполагает, что Москва может играть роль спойлера в таких вопросах, как нераспространение. И хотя Россия будет больше зависеть от Китая независимо от того, когда закончится война, у Вашингтона есть долгосрочный интерес в том, чтобы Москва не попала в полное подчинение Пекина. Более продолжительная война, увеличивающая зависимость России, могла бы дать Китаю преимущества в его конкуренции с Соединенными Штатами.

Пока война продолжается, риск обеих форм эскалации будет оставаться повышенным. Когда война закончится, риск резко снизится. Следовательно, первостепенная заинтересованность США в минимизации рисков эскалации должна усилить заинтересованность США в избежании затяжной войны. Короче говоря, последствия затяжной войны — от постоянно повышенных рисков эскалации до экономического ущерба — намного перевешивают возможные выгоды.

Поскольку ни одна из сторон, по-видимому, не имеет намерения или возможностей для достижения абсолютной победы, война, скорее всего, закончится каким-то результатом переговоров».