Россия резко отрицательно отреагировала на отправку миссии ЕС в Армении. В условиях противостояния России и ЕС, их отношения превратились в игру с нулевой суммой, Москва ревностнее относится к действиям Запада, подозревая его в желании вывести РФ из региона Южного Кавказа. Об этом в гостях у Новости Армении – NEWS.am на передаче «Фактор силы» заявил профессор американского университета Лихай, политолог Арман Григорян.

Несмотря на эту реакцию, Россия, по его мнению, также заинтересована в развертывании этой миссии, поскольку она в одиночку не способна сдерживать определенные действия Азербайджана, учитывая, что миссия довольно ограничена в своих функциях и было бы преувеличением считать, что это может нанести серьезный удар по стратегическим интересам России. Поэтому Москва из-за этого не пойдет на эскалацию или грубые действия.

О своих ожиданиях от миссии ЕС эксперт описал афоризмом «на безрыбье и рак рыба».

«Хотя четкого мандата у нее нет, тем не менее, любой сдерживающий фактор в наших условиях, а также на фоне занятости России, в условиях ее или неспособности или нежелания как миротворческого фактора, может оказать положительное влияние», – отметил Григорян.

На Украине усиливается эскалация, на Западе есть обеспокоенность изменениями на фронте. В этих условиях малые страны вынуждают сделать однозначный выбор. Эксперт полагает, что Армению может встать перед таким выбором, и такие предпосылки уже есть.

Если Армения перечеркнет союзнические отношения с Россией и попытается вывести российскую базу из Гюмри с целью изменить стратегическую ориентацию, то это, по оценке Григоряна, может привести к более жесткой реакции со стороны Москвы.

«В армянской общественности есть дискурс о возможности изменения внешнеполитического курса, который продвигается властями и провластными субъектами. У властей Армении нет четкой, последовательной позиции или принятого решения. Кажется, что они ситуативно то бегут в Москву подписывают бумагу, то отправляются на Запад и дают некие обещания.  

Определенные ожидания армянской общественности от России во время войны 2020 года были неоправданными, в отличие от ситуации после сентябрьской эскалации и блокады Лачинского коридора. В последнем случае эти ожидания были оправданы, но не воплотились в жизнь. Азербайджанские войска утвердились  на территории Армении, кроме того, русские уже более 50 дней не могут разблокировать Лачинский коридор, и существующее в обществе недовольство понятно, так же как стремление искать альтернативы.

Другой вопрос, а есть ли эти альтернативные силы, которые готовы сделать столько, сколько Россия, или больше, чем Россия. Я не слышал и не видел о гарантиях со стороны каких-либо стран, которые готовы взять нас в военный союз, заменить Россию и направить эту коалицию против Турции и Азербайджана.

Я знаю, что таких гарантий нет, для Запада Армения не представляет такой стратегической ценности, чтобы выходить против Турции или Азербайджана.

Есть серьезные воодушевления заявлениями Франции, но если они не подкрепляются реальной поддержкой, то они фактически ничего дают.

В силу отсутствия реальной альтернативы запас торга ограничен, и Россия этим пользуется. Россия полагает, что Армении некуда деться. Таким подходом Россия сама для себя создала проблемы, поскольку нынешняя атмосфера в Армении явно не исходит из ее интересов. Это следствие провала пиара России», – подчеркнул политолог.

Он считает, что Россия защитит наши интересы столько, сколько эти интересы позволяют. «Мы должны понять интересы России, понять, в каких вопросах можем ожидать поддержки от Москвы, а в каких нет. Нужно также понять, есть ли альтернативы, и чем они опасны. Мы в поисках защиты от соседей можем невольно создать проблемы для России», – заключил Григорян.