То, что Турция является «жизненно важным стратегическим союзником» Запада, является своего рода прописной истиной, на которой воспитаны такие люди, как президент США Джо Байден и генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. Но что, если это больше больше не работает? Что, если лидер Турции, используя это представление, предаст интересы Запада под предлогом партнерства? Не следует ли относиться к этому лидеру как к помехе, угрозе – даже подвергнуть остракизму как к врагу? Подобные сомнения в своей статье для издания The Observer выразил автор Саймон Тисдолл.

«География не меняется. Турция обладает значительным влиянием на перекрестке Европы, Азии и Ближнего Востока. Однако все более агрессивная, авторитарная и раскольническая политика, проводимая внутри страны и за рубежом в течение двух десятилетий ее холеричным султаном-президентом, перевернула давние представления. Надежности и полезности Турции как надежного западного союзника почти пришел конец», - пишет Тисдолл.

Блокирование Эрдоганом попытки Швеции вступить в НАТО является последним вопиющим примером враждебного поведения. Он утверждает, что Стокгольм укрывает «террористов» из курдской группировки РПК (Рабочая партия Курдистана), отмечается в статье.

«По правде говоря, его вето проистекает из его давней антикурдской вендетты, которая включает в себя юридические шаги по закрытию ДПН (Народно-демократическая партия), главной поддерживаемой курдами оппозиции, перед выборами. Скандал вокруг НАТО теперь угрожает разразиться на фоне серии сожжений Корана, дипломатических протестов и жестоких ответных мер.

Эрдоган также требует экстрадиции из Швеции политических беженцев, в частности Бюлента Кенеша, бывшего главного редактора газеты Today Zaman, которого он обвиняет в поддержке неудавшегося государственного переворота в 2016 году...

Использование членства Турции в НАТО во внутриполитических целях - типичный гамбит Эрдогана. Тем не менее, это также умышленно препятствует законному желанию Швеции (и Финляндии) укрепить свою оборону после вторжения России в Украину, одновременно подрывая усилия НАТО по демонстрации единства и решимости. Это далеко не первый случай, когда Эрдоган отдает предпочтение Москве перед партнерами по НАТО», - пишет Тисдолл.

Эрдоган отвергает санкции, связанные с Украиной, и обходит их, подчеркивает автор статьи, отмечая, что торговля Турции с Россией выросла почти на 200% за шесть месяцев после начала войны, включая увеличение импорта энергоносителей, отмечает автор статьи.

«Его покупка российских ракетных комплексов класса «земля-воздух» привела в ярость Вашингтон, который рассматривает их как угрозу силам НАТО. Его позиция посредника по Украине помогает Путину поддерживать видимость того, что он заинтересован в мире.

Планы Эрдогана начать очередное вооруженное вторжение в северную Сирию противоречат усилиям США по поддержке демократической оппозиции, выступающей против Башара Асада, и подавлению исламистского терроризма. На самом деле дестабилизирующие вторжения и оккупация сирийских и иракских пограничных районов являются еще одним продолжением навязчивой войны Эрдогана с курдами. Его предполагаемое сближение с Дамаском еще больше подрывает западную политику безопасности.

Если тошнотворная болтовня Эрдогана о Путине, двурушничество по поводу Украины, нео-оттоманские преувеличения и временная агрессия по отношению к члену НАТО Греции не являются достаточным доказательством недобросовестности, тогда рассмотрите его другую войну - против демократии в его стране. Помимо нарушений прав человека, Эрдоган устроил огромный беспорядок в экономике Турции. Инфляция составляет 58%, уровень жизни стремительно падает. Более 70% людей в возрасте от 18 до 25 лет говорят, что предпочли бы жить в другом месте», - пишет The Observer.

Сверхосторожные, не склонные к риску Байден и Столтенберг должны отказаться от старого, дискредитированного мышления. Они должны напомнить Эрдогану, что НАТО - это сообщество ценностей, а также правил, приветствовать Швецию и Финляндию в альянсе путем голосования всех 30 членов; и приостановить членство Турции, при необходимости, путем внесения поправок в Североатлантический договор. Если ему это не нравится, что ж, это жестко.

Турция расположена в суровом регионе. Никто не ожидает от ее лидеров потоков мира и любви. И она могла бы снова стать ценным союзником. Но Турция не является незаменимой. Если понадобится, западные демократии могут спокойно прожить и  без нее – до тех пор, пока не настанет тот счастливый день, когда сварливый султан Анкары будет, наконец, обезврежен, заключает автор статьи.